Адам И Ева
АДАМ И ЕВА (еврейский Адам - человек, буквально «сделанный из земли»; Ева, латинский Eva, от еврейского хавва - живое существо), первые люди, согласно библейскому повествованию (Бытие 1-5 и другие).
Творение человека Адама по образу и подобию Божьему завершает шестидневное творение мира. Бог создал человека из праха земного, вдохнул в него дыхание жизни (так что Адам стал «душою живою») и поместил его в Эдем (местность, соответствует русский «рай»), где он должен был возделывать и хранить Эдемский сад. Адаму было дано благословение владычествовать над всем творением. Одновременно Бог дал человеку заповедь: не есть от древа познания добра и зла.
Бог создал женщину из ребра Адама и даровал её как помощницу, подобную первому человеку. Адам нарёк свою жену именем Ева. Поддавшись искушению дьявола, явившегося в образе змея, первые люди проявили непослушание Богу, нарушили Его заповедь: они отведали плодов древа познания, захотев «быть как боги», - таким образом произошло их грехопадение (смотри Грех). Адам и Ева были изгнаны из рая, они стали смертны. Роды Евы отныне связаны со скорбью и болью, а Адам обречён на труд «в поте лица» и на «проклятие земли». Ева родила Каина, Авеля, Сифа и других сыновей и дочерей. В новозаветной традиции «последним Адамом» именуется Иисус Христос.
Реклама
Сравнивая вслед за апостолом Павлом двух Адамов (I Кор. 15:21-22; 45; 47-49), Ириней Лионский отмечал, что Христос как новый Адам возглавил человечество, даруя нам спасение, так что потерянное нами в первом Адаме мы получили во Христе (PG. Т. 7. Col. 932). Церковная традиция новой Евой именует Богородицу. По выражению преподобного Иоанна Дамаскина, Ева совершила преступление, ослушавшись Бога, и через неё смерть вошла в мир, а Дева Мария, послушная Богу, ввела в мир нетление, имеется в виду рождение Иисуса Христа, и получение человеком возможности спасения. Православной церковью память Адама и Евы отмечается в Неделю святых праотец.
История Адама и Евы нашла отражение в апокрифах (например, «Жизнь Адама и Евы»), раннехристианских текстах, талмудической (Адам трактуется как первый пророк, обладающий тайной мудрости), каббалистической и другой средневековой литературе. Библейское повествование об Адаме и Еве фактически повторяется в Коране. Существуют и собственно мусульманские предания, связанные с Аравией. Так, Адам и Ева (Хавва) после их низвержения Аллахом на землю встретились близ будущей Мекки. С неба Адаму был послан священный чёрный камень (смотри Кааба). Адам и Хавва были погребены близ Мекки, а после потопа перенесены в Иерусалим. Адам почитается мусульманами первым пророком, Мухаммед - последним, что нашло отражение во многих мусульманских теологических и мистических учениях.
Лит.: Малов Е., протоиерей Об Адаме по учению Библии и по учению Корана. Казань, 1885; Богородский Я. А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. Казань, 1909; Kramer S.N. Sumerian mythology. N. Y., 1961; Renckens Н. Israel’s Concept of the Beginning: the theory of Genesis 1-3. N. Y., 1964; Westermann С. Genesis 1-11. L., 1984; Wallace Н. N. The Eden Narrative. Atlanta, 1985.
А. Б. Сомов.
Иконография. В раннехристианском искусстве изображения Адама и Евы появляются в сцене «Грехопадения прародителей» (росписи катакомб Сан-Дженнаро в Неаполе и гробницы Аврелия в Риме, 3 век). Адам и Ева представлены юными, обнажёнными, у древа познания добра и зла, вокруг которого обвился змей. К ранней традиции относится также включение фигур прародителей в круг зодиакальных символов. В средневековой иконографии Адам имеет бороду. После грехопадения прародители одеты в туники, звериные шкуры или в одежды кающихся, их атрибуты - колосья или плуг у Адама и агнец у Евы, иногда корзины с хлебами (символы землепашества).
В западноевропейской традиции Адам и Ева входили в число кающихся в скульптуре порталов романских и готических соборов; атрибутом Адама могла служить гора - символ рая. В рукописях, начиная с 6 века («Венский Генезис»), иллюстрировался полный цикл истории Адама и Евы: «Сотворение Адама», «Возложение рук Господа на Адама», «Вложение духа (дыхания)», «Сотворение Евы», «Грехопадение», «Изгнание из рая» (иногда Господом, иногда херувимом или ангелом с огненным мечом) и тому подобное. Позднее возникли сюжеты «Земные труды Адама и Евы» и «Смерть Адама». С 9 века Адам и Ева изображаются в числе ветхозаветных праведников в «Сошествии во ад»: Христос изводит их из гробов. В композиции Страшный суд они, коленопреклонённые, предстоят Престолу уготованному (Адам изображается в виде старца). В византийский иконографии «Распятия» с 9 века череп (или весь скелет) Адама помещали под крестом внутри Голгофы (еврейский топоним, переведённый в Евангелиях как κραν?ου τ?πος - Мф. 27:33; Ин. 19:17, - буквально «место черепа»), как бы в пещере. В искусстве Западной Европы с 12 века у основания креста встречается полуфигура Адама. Как ветхозаветный праведник, Адам присутствует в монументальных росписях и в праотеческом ряде русских иконостасов. В западноевропейском искусстве Адам и Ева иногда изображались предстоящими Богоматери как прародители человечества («Богоматерь на троне, с Адамом и Евой», художник А. Лоренцетти, 1330 год). Адам мог выступать также рядом с фигурой Смерти как символ бренности человека. История Адама и Евы была широко распространена в искусстве Возрождения и барокко (например, двери баптистерия во Флоренции, 1425-52 годы, скульптор Л. Гиберти; росписи плафона Сикстинской капеллы, 1508-12 годы, художник Микеланджело, и Лоджий Ватикана, 1519 год, художник Рафаэль).
Лит.: Mely F. Nos premiers parents dans l’art: Adam, Eve, Lilith // Melanges Hulin de Loo. Brux.; Р., 1931; Flemming J. Die Ikonographie von Adam und Eva in der Kunst vom 3. bis zum 13. Jh. Jena, 1953.
И. Л. Бусева-Давыдова.