Административный Процесс

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС,

1) урегулированная законом административно-процессуальная деятельность субъекта административной юрисдикции по реализации норм материального права при разрешении административно-правового спора и при рассмотрении дел об административных правонарушениях; система последовательно сменяющих друг друга действий (стадий), совершаемых в установленном порядке субъектами публичного права.

Административный процесс регламентирует порядок возбуждения и рассмотрения определённых категорий дел в сфере функционирования органов публичной администрации. В зависимости от того, какая область деятельности подвергается регулированию, административный процесс делится на виды: порядок реализации органами публичной администрации прав и интересов граждан и юридических лиц (административные процедуры), порядок применения органами публичной администрации и судьями мер административного принуждения (административная юрисдикция), порядок осуществления судебного контроля за законностью решений и действий органов публичной администрации (административная юстиция). В рамках каждого из видов административного процесса установлены конкретные виды производств (производство по делам об административных правонарушениях, производство по рассмотрению обращений граждан в органах исполнительной власти и другие).

Реклама

В законодательстве Российской Федерации наиболее полно урегулировано производство по делам об административных правонарушениях, которое кодифицировано (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, 2002 год) и содержит процессуальные нормы, определяющие задачи производства, его принципы, а также порядок осуществления процессуальных действий на всех стадиях производства.

Административно-процессуальные отношения реализуют публичные материально-правовые отношения, в которых в качестве одной из сторон всегда выступает орган публичной администрации. Это обусловливает определённые особенности административного процесса и всех производств (возложение бремени доказывания на субъект публичной администрации; активная роль суда в обеспечении доказательств; краткие сроки рассмотрения дел; возможность и право обжалования в суде решений и действий государственного органа или органа местного самоуправления, их должностных лиц; право физического или юридического лица пользоваться помощью защитника и тому подобное).

Административный процесс в зарубежных странах имеет особенности. Например, основу административного процесса в англосаксонских странах составляют нормы, регулирующие порядок рассмотрения споров в органах административной юстиции и порядок обжалования их решений в общих судах. Стадии рассмотрения административных споров включают подготовку дела к слушанию, разбирательство дела, вынесение решения и апелляцию на решение. В США действует Закон об административной процедуре (1946 год), включённый в Свод законов США, отдельные административные процедуры устанавливаются департаментами и ведомствами. В Великобритании административный процесс урегулирован Законом о трибуналах и расследованиях (1971 год), в соответствии с которым процедурные правила издаются соответствующими министерствами на основе делегированных им полномочий.

Во Франции административно-процессуальные нормы детально регламентируют порядок досудебного решения спора, разбирательство жалоб в административных трибуналах, порядок обжалования принятых трибуналами решений. Административный процесс регламентирован в Кодексе административной юстиции, представляющем собрание принятых в разное время законодательных актов.

В ФРГ административные суды рассматривают дела трёх видов: об оспаривании актов управления, об издании акта, об установлении факта издания акта. Рассмотрению дела в административном суде предшествует предварительная стадия - жалобу на решение органа управления должен рассмотреть орган, издавший данный акт. Административный процесс урегулирован Положением об административном судопроизводстве (1960 год).

2) Административный процесс понимается и в более широком смысле - как установленный законом порядок реализации полномочий органов публичной администрации по организации их внутренней деятельности: установлению регламентов, должностных инструкций, принятию всех управленческих решений. Соответствующие административно-процессуальные правила устанавливают порядок подготовки и принятия актов государственного управления, порядок выдачи разрешений и лицензий на определённые виды деятельности, порядок регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и тому подобное.

В науке административного права зарубежных государств (Франция, Германия, США) административный процесс рассматривается как урегулированные законодательством взаимоотношения органов публичной власти с гражданами и организациями вне рамок административной подчинённости.

Лит. смотри при статье Административное право.

Н. Г. Салищева.