Деятельность

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, форма активности человека, идеальное и предметно-практическое взаимодействие индивида с миром. Формы и механизмы деятельности, вырабатываемые в процессе человеческой истории, фиксируются в знаково-символических, орудийных и образных формах и передаются через культуру и обучение («социальное наследование»).

Понятие «деятельности» было введено для характеристики человеческой активности в немецкой философии конце 18 века (И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель), а в советской психологии 20 века (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) оно стало ключевым понятием. Социокультурный генезис деятельности, её интенциональная (предметная) направленность и возможность характеристики внутренних, идеальных процессов как форм деятельности отличают понятие «деятельности» от близких к нему понятий активности и поведения.

В философии и психологии деятельность выступает одновременно как объяснительный принцип и как предмет изучения. Деятельность  анализируется как реальность, связывающая субъект и объект в единую динамическую структуру. В противоположность теориям, основывающимся на «постулате непосредственности» (бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология и др.), согласно которому для возникновения субъективного явления требуется простое наличие перед субъектом соответствующего объекта, принцип деятельности утверждает, что любые формы психической репрезентации объектов, явлений или событий (в восприятии, памяти, мышлении, эмоциях и т.п.) зависят от наличия и характера деятельности субъекта, в которую они включены, и от их места в структуре этой деятельности. В качестве деятельности рассматриваются не только формы внешней предметно-практической и познавательной активности человека (трудовая, спортивная, игровая, учебная и т.д.), но и различные виды его внутренней активности - восприятие, память, мышление, переживание, творчество и восприятие искусства, общение, выбор, мировоззрение и др.

Реклама

Главными характеристиками деятельности служат её интенциональность, т. е. направленность на предмет, а также осмысленность, принадлежность субъекту, который осуществляет посредством деятельности свои отношения с миром, на деятельность накладывают отпечаток мотивы, цели, характер, способности и личность в целом. В самой деятельности различают интенциональную и операциональную стороны, отражающие влияние на процесс деятельности соответственно субъекта и объекта (в конкретной деятельности обе стороны выступают, как правило, слитно). В рамках «деятельностного подхода» психика рассматривается как функциональный орган деятельности, выполняющий задачи ориентировки субъекта в его мире, построения образа мира (понимаемого как результат активного конструирования субъектом своей модели мира) и регуляции на этой основе деятельности субъекта.

В деятельности как взаимодействии субъекта с предметом происходят два процесса противоположной направленности: опредмечивание - «застывание» деятельности субъекта в созданных или трансформированных ею материальных или идеальных продуктах и распредмечивание - освоение субъектом форм деятельности, заключённых в человеческих предметах, с которыми он вступает во взаимодействие. Предмет деятельности одновременно выступает как детерминанта и регулятор деятельности и как её продукт, результат.

В структурном анализе деятельности выделяются её разноуровневые единицы: собственно деятельность, действие и операция (А.Н. Леонтьев). Один и тот же процесс может рассматриваться:

1) как деятельность, если внимание исследователя обращается на тот мотив (предмет деятельности), который породил и направляет её (т. е. на то, ради чего она вообще осуществляется);

2) как действие или последовательность действий, если внимание обращается на конкретные планируемые или предвосхищаемые результаты (цели), которые должны быть реализованы;

3) как операция или последовательность операций, способов и элементов выполнения действий, если внимание обращается на конкретные условия деятельности.

Один и тот же процесс может занимать в структуре деятельности разное место - место собственно деятельности, действия или операции, а объект - место мотива, цели или условия; в зависимости от этого они оказываются по-разному представлены в сознании субъекта. Разработаны также микроструктурный анализ познавательных и исполнительных механизмов низшего уровня, отвечающих за осуществление операций (В. П. Зинченко), и динамический анализ механизмов высшего уровня - установки, обеспечивающей стабильность деятельности, и надситуативной активности, обеспечивающей возможность изменения деятельности в целом (А. Г. Асмолов, В. А. Петровский).

В силу относительной автономии единиц деятельности низшего уровня их выполнение может быть передано другим людям или техническим устройствам, но собственно деятельность автоматизирована быть не может, как не может быть автоматизирована мотивация. При совместной деятельности её разные звенья распределяются между индивидами. По мере освоения различных звеньев деятельности происходит их постепенная автоматизация, сворачивание и уход из осознания. На начальных стадиях освоения внимание и осознание прикованы к отдельным операциям (например, читать или писать по буквам или слогам), которые становятся всё более автоматическими, а фокус осознания перемещается на задачу в целом (прочитанная или излагаемая мысль). На основе этой закономерности были разработаны успешные подходы к обучению, а также к восстановлению нарушенных форм деятельности в случае довольно тяжёлых поражений мозга: чтобы скорректировать исполнительные звенья деятельности, необходимо деавтоматизировать, «развернуть» всю её структуру, перестроить нарушенные звенья, после чего вновь «свернуть» деятельность (А. Р. Лурия).

Понятие «деятельности» продолжает во многом оставаться дискуссионным, ведутся споры о том, правомерно ли распространять его на все формы активности человека или некоторые из них, например общение, представляют собой процессы принципиально иной природы (Г. С. Батищев, Б. Ф. Ломов); правомерно ли характеризовать психические процессы как деятельность (А. Н. Леонтьев) или это понятие применимо только к внешним, практическим формам взаимодействия с миром (С. Л. Рубинштейн), и др.

Созданная А. Н. Леонтьевым на основе принципа деятельности научная школа стала наиболее продуктивной научной школой в российской психологии 20 века (смотри Деятельности теория).

Лит.: Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974; Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978; Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980; Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982; Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990; Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005; Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / Под редакцией А. Н. Леонтьева. М., 2006; Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2006.

Д. А. Леонтьев.