Адорно Теодор

АДОРНО Теодор АДОРНО (Adorno) Теодор (Визенгрунд-Адорно, Wiesengrund-Adorno) (11.9.1903, Франкфурт-на-Майне - 6.8.1969, Фисп, Швейцария), немецкий философ, социолог, музыковед, композитор, ведущий представитель франкфуртской школы (наряду с М. Хоркхаймером). В 1921-24 годах учился во Франкфуртском университете, в 1925 году изучал композицию у А. Берга в Вене. В 1928-31 годах редактор венского авангардистского музыкального журнала «Der Anbruch». В 1931-33 годах доцент Франкфуртского университета (с 1950 года профессор). В 1934-37 годах - в Великобритании, в 1938-49 годах - в США. С 1949 года во Франкфурте-на-Майне, руководитель Института социальных исследований (с 1953 года), председатель Немецкого социологического общества (с 1963 года).

В критике культуры и общества, развитой Адорно, сплетаются многообразные идейные источники: гегелевская диалектика господства и рабства, теория товарного фетишизма и овеществления человеческих отношений К. Маркса (в неомарксистской интерпретации Д. Лукача), концепция «рациональности» М. Вебера, психоанализ З. Фрейда, равно как опыт художественного авангарда первых десятилетий 20 века. В программном сочинении «Диалектика Просвещения. Философские фрагменты», созданном совместно с М. Хоркхаймером в 1939-44 годах («Dialektik der Aufklarung. Philosophische Fragmente», 1947 год; русский перевод 1997 год), анализируются внутренние противоречия исторического процесса «рационализации» («просвещения»), восходящего к истокам европейской цивилизации (Одиссей как парадигматическая фигура становления индивидуального самосознания и «демифологизации» мира) и достигающего кульминации в Новое время: прогресс в рациональном овладении природой сопровождается превращением разума в простой инструмент господства, подавлением внутренней (человеческой) природы, отчуждением человека от самого себя. С торжеством инструментального отношения к миру средства становятся целью, а «просвещение» обращается в «миф». В центре внимания Адорно - регрессивные социально-антропологические изменения (отмирание рефлексии, замена её стереотипными реакциями и мысленными клише и тому подобное), связанные со стандартизацией отношений в монополистическом «управляемом обществе» и развитием массовой культуры. В период пребывания в США Адорно и его сотрудниками было проведено социологическое и психоаналитическое исследование разных типов личности с точки зрения предрасположенности к принятию «демократического» или «авторитарного» руководства («The Authoritarian personality», 1950 год).

Реклама

 Критикуя неопозитивистский идеал «научной» философии как нейтрального описания сущего (в 1961 году Адорно выступил оппонентом К. Поппера в так называемом споре о позитивизме в немецкой социологии), а также реставрацию онтологии в феноменологии Э. Гуссерля и экзистенциализме («Zur Metakritik der Erkenntnistheorie», 1956 год), Адорно развивает идеи антисистематической «отрицательной диалектики» («Negative Dialektik», 1966 год), в которой сливаются теоретико-познавательные и социально-критические мотивы.

У Адорно, в отличие от Г. В. Ф. Гегеля, отрицание перестаёт быть моментом перехода к какому-либо новому синтезу - оно выступает и как релятивирование всякой замкнутой системы понятий, и как отрицание наличной действительности во имя конкретной возможности «утопии», не формулируемой в виде какой-либо позитивной модели. Неотъемлемая от критической рефлексии «устремлённость к иному», сопровождающая представление о мировой истории как перманентной катастрофе, восходит к традиции иудейского мессианизма, воспринятого Адорно в его секуляризованной форме через Э. Блоха и В. Беньямина.

В противостоянии абстрактной систематике «идентифицирующего мышления» Адорно вслед за В. Беньямином видит цель философии в раскрытии индивидуальной специфики единичного и особенного, выявлении с помощью свободной «констелляции» понятий («ансамбля моделей») «непонятийного», «нетождественности» предмета самому себе в перспективе его возможного бытия «иным». Однако наиболее адекватно опыт «нетождественного» может передать, согласно Адорно, искусство - «наместник» природы в её неподавленной индивидуальности, «социальная антитеза обществу, непосредственно не выводимая из него» («Asthetische Theorie», 1990 год, S. 19). «Опосредованная непосредственность» искусства, определяемая конфигурацией его полярных начал - миметически-выразительного и конструктивно-рационального, «являет» истину, не высказывая её: в силу непонятийного языка искусства явленное им требует интерпретации, никогда ею не исчерпываясь.

В концепции «новой музыки» как протокольной фиксации «непросветлённого страдания» - в противоположность гармоническому преображению страстей, свойственному классической музыке («Философия новой музыки», «Philosophie der neuen Musik», 1949 год; русский перевод 2001 год), Адорно исходит из опыта композиторов новой венской школы А. Шёнберга (его монодрама «Ожидание» - «сейсмограмма травматического шока»), А. Берга, А. Веберна. Считая необратимой тенденцию имманентного развития музыкального материала к интеграции всех его отдельных параметров, достигающую кульминации в двенадцатитоновой технике Шёнберга (возврат к «свободной атональности» предшествующего периода был бы, согласно Адорно, регрессом), Адорно отвергает реставрацию отживших музыкальных форм, характерную, например, для неоклассицизма, и выступает с критикой формирующегося в лоне массовой музыкальной культуры «регрессивного слышания», диссоциирующего воспринятое на стереотипные элементы и не способного к восприятию художественной формы как целого («Диссонансы. Музыка в управляемом мире», «Dissonanzen. Musik in der verwalteten Welt», 1956 год). Проблематичной предстаёт у Адорно выдвинутая им идея «неформальной музыки» («Vers une musique informelle», 1961 год), преодолевающая контроверзу «тотального детерминизма» додекафонии и серийной музыки и «абсолютной случайности» алеаторики.

Автор ряда музыкальных произведений (песни на слова С. Георге, Г. Тракля, О. Кокошки, Г. Хайма, Б. Брехта, камерная музыка, сочинения для оркестра и хора). Был музыкальным консультантом Т. Манна в его работе над романом «Доктор Фаустус». Свойственные Адорно стремление к максимальной концентрации изложения и афористическая лаконичность стиля сложились под влиянием австрийского писателя и публициста К. Крауса.

Соч.: Gesammelte Schriften. Fr./М., 1970-1986. Bd 1-20; Kompositionen / Hrsg. von Н.-К. Metzger, R. Riehn. Miinch., 1980. Bd 1-2; Избранное: Социология музыки. М.; СПб., 1999; Проблемы философии морали. М., 2000; Исследование авторитарной личности. М., 2001 (соавт.); Эстетическая теория. М., 2001; Негативная диалектика. М., 2003.

Лит.: Grenz Fr. Adornos Philosophie in Grundbegriffen. Fr./М., 1975; Rose G. The melancholy science. An introduction to the thought of Th. W. Adorno. L. е. а., 1978; Adorno und die Musik. Graz, 1979; Materialien zur asthetischen Theorie Th. W. Adornos. Konstruktion der Moderne. Fr. / М., 1980 (библ.); Friedenburg L. von, Habermas J. AdomoKonferenz 1983. Fr./М., 1983 (библ.); Mul ler U. Erkenntniskritik und Negative Metaphysik bei Adorno. Fr./М., 1987; Kager R. Herrschaft und Versohnung. Einfuhrung in das Denken Th.W. Adornos. Fr./М.; N.Y., 1988; Th. W. Adorno. Der Komponist. Munch., 1989; Scholze В. Kunst als Kritik: Adornos Weg aus der Dialektik. Wurzburg, 2000.

Смотри также литературу при статье Франкфуртская школа.

Ю. Н. Попов.