Адвайта-Веданта

АДВАЙТА-ВЕДАНТА (санскрипт - веданта недвойственности), индийская религиозно-философская школа абсолютного монизма, сложившаяся в рамках веданты.

Единство атмана и Брахмана - центральный тезис веданты - трактует как абсолютное тождество. Хотя некоторые идеи адвайта-веданты намечены у Гаудапады (6 век), систематическая их разработка осуществлена Шанкарой (7-8 века) в комментарии на «Брахма-сутры» и других сочинениях. Адвайта-веданта стремилась примирить представление о едином Брахмане как о «материальной» (упадана) и «действующей» (нимитта) причине мира с утверждением о его неизменности и неразделимости. Выходом из этого противоречия стала своеобразная концепция причинности (вивартавада, или учение об иллюзорной модификации причины Брахмана в следствие-мир), а также связанное с ней представление о различных уровнях реальности и знания, близкое буддийским доктринам. Подобно тому, как верёвка в руках факира кажется змеёй, а раковина может издали представляться куском серебра, многообразные свойства мира лишь временно «накладываются» на единственно истинную основу - Брахман. Такое наложение (адхьяса), или майя, выступает как творящая сила (шакти), или оборотная сторона самого Брахмана, и именно она подвержена изменениям и трансформации (паринама).

Реклама

С точки зрения высшей истины (парамартхика-сатья), с Брахманом вообще ничего не происходило, творения мира не было. Брахман абсолютно тождествен чистому атману, или чистому сознанию (чит). Такой атман-Брахман, лишённый качеств и атрибутов (ниргуна), есть чистая основа сознания, которая никогда не может выступать объектом ни для себя, ни для какого-либо иного сознания. «Практически удобная» истина (вьявахарика-сатья) относится к сфере феноменального мира - майе-авидье. Внутри этого мира существует множественность индивидуальных душ-джив, реален Бог-творец Ишвара (Сагуна-Брахман, или «Брахман, наделённый качествами»), действительны источники достоверного познания (праманы). Майя-авидья создаёт и все психические функции отдельных душ, но внутри каждой из них, как её светящаяся сердцевина, лежит чистое сознание, бескачественный атман, изначально тождественный Брахману. Реализация этого тождества и свёртывание иллюзорной эволюции феноменальной вселенной возможны лишь в мистическом акте растворения в Брахмане, устраняющем прежнее разделение на объект, субъект и сам процесс познания. В силу особой природы атмана главным среди праман является свидетельство Священного Писания (агама). Тексты упанишад, полные пассажей мифологического характера, метафор, притч, этимологизирующих объяснений, в большей степени способствуют непосредственно-интуитивному постижению Брахмана, чем любые попытки рационального осмысления высшей реальности. В сферу вьявахарикасатьи попадает и вся обычная религиозная практика, в которой объектом поклонения (упасана) выступает Бог-творец. Тот, кто платит аскезой, благочестием или любовью, получает лишь «благую долю» (бхага) в следующем рождении, но не выходит за пределы сансары безначальной цепи перевоплощений.

Иллюзия различных воплощений атмана раз и навсегда заканчивается, как только для него раскрывается его собственная истинная сущность - чистое, лишённое свойств сознание.

Различия во взглядах более поздних представителей адвайта-веданта затрагивают проблемы, которые не получили однозначного толкования у Шанкары, в частности проблему источника и основы авидьи и майи, а также вопрос о природе Ишвары и дживы.

После Шанкары адвайта-веданта развивалась по трём основным направлениям. В первом из них (Падмапада, Пракашатман, Шрихарша, Читсукха), получившем название «виварана» («разъяснение»), подчёркивался положительный характер майи, которая тем самым приобретала известную самостоятельность и начинала походить на пракрита санкхьи. Второе направление было заложено Сурешварой (8 век), который отмечал, что, хотя знание ведийских текстов само по себе не может вести к постижению Брахмана, постоянное повторение этих речений (наподобие «непрерывной молитвы» исихастов) уже помогает адепту продвигаться к освобождению. По Сурешваре, основой авидьи выступает не отдельный джива, а само чистое сознание. Ряд идей Сурешвары и его последователя Сарваджнятмана (10-11 века) получил дальнейшее развитие в концепции дришти-сришти («видение, равнозначное творению»), крупнейшим представителем которого был Пракашананда (16 век - начало 17 века), считавший, что существование объектов сводится к их воспринимаемости. Третье направление адвайта-веданта связано с именами Мандана Мишры (8 век) и Вачаспати Мишры (9 или 10 века), по мнению которых основой адвайта-веданта в любом случае остаются дживы, а не высший Брахман (своего рода компромисс между двумя другими направлениями адвайта-веданта).

Лит.: Костюченко В. С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983; Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия. М., 1991. См. также литературу при ст. Веданта.

Н. В. Исаева.