Аэрогидродинамический институт
АЭРОГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Центральный научно-исследовательский, Государственный научный центр (ГНЦ ЦАГИ) имени Н. Е. Жуковского. Создан в Москве в 1918 году. В институте проводятся фундаментальные, поисковые и прикладные исследования в области аэро- и гидродинамики в целях практического использования их в различных отраслях техники. Основные направления деятельности ЦАГИ: аэродинамика и гидродинамика, аэроакустика, аэротермодинамика и газовая динамика, прочность авиационных конструкций, новые авиационные материалы и технологии, авионика, моделирование полёта и системы управления ЛА, исследования атмосферных явлений, авиационные двигатели, промышленные вентиляторы и пропеллеры, сертификация и лётные испытания ЛА, альтернативные источники энергии и др.
Инициатором создания и первым руководителем института был Н. Е. Жуковский, руководителями основных подразделений - С. А. Чаплыгин, В. П. Ветчинкин, Г. М. Мусинянц, Г. Х. Сабинин, Б. С. Стечкин, А. Н. Туполев, К. А. Ушаков, Б. Н. Юрьев и др. В ЦАГИ работали учёные-механики А. А. Дородницын, М. В. Келдыш, Н. Е. Кочин, М. А. Лаврентьев, С. А. Христианович, Г. С. Бюшгене и др.; конструкторы самолётов и вертолётов А. Н. Туполев, А. А. Архангельский, П. И. Камов, М. Л. Миль, В. М. Мясищев, В. М. Петляков, П. О. Сухой и др.
Реклама
В начале 1920-х годов в ЦАГИ создавались основы авиационной и других научно-технических дисциплин; разрабатывались рекомендации по строительству самолётов, аэростатов и дирижаблей; были спроектированы и построены первые отечественные цельнометаллические самолёты-монопланы. В 1925-29 годах при ЦАГИ создана первая экспериментальная база с самой большой в мире в то время аэродинамической трубой, гидравлической лабораторией, гидроканалом и другими установками, позволившими решить ряд важнейших проблем аэродинамики самолётов и планёров, гидроавиации, быстроходных судов и строительства ГЭС. В 1930-1941 годах на базе научных отделов ЦАГИ организованы самостоятельные НИИ: Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ), Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), Всесоюзный институт гидромашиностроения (ВИГМ), Центральный ветроэнергетический институт (ЦВЭИ), Лётно-исследовательский институт (ЛИИ). В 1937-40-е годы в посёлке Стаханово под Москвой (ныне город Жуковский) создана новая экспериментальная база ЦАГИ, включающая большие аэродинамические трубы, трубы больших скоростей и переменной плотности потока, комплекс установок для исследований прочности авиационных конструкций. К концу 20 века ЦАГИ располагал возможностью проводить исследования практически по всем направлениям, связанным с созданием новой авиационно-космической техники, судов на подводных крыльях, аппаратов на воздушной подушке, ветродвигателей и др. Институт выпускает печатные издания: «Труды» (с 1925 года), «Технические заметки» (с 1932 года), «Технические отчёты» (с 1941 года), «Учёные записки» (с 1970 года), тематические сборники, монографии, информационные материалы. В 1994 году ЦАГИ получил статус Государственного научного центра.