Афина

АФИНА (?θην?, ионический ?θ?νη), в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды (мудрости) - позднего происхождения (времени оформления олимпийской мифологии). С течением времени материнство Метиды принимало всё более отвлечённый и даже символический характер; Афина считается порождением одного Зевса и принимает на себя функции мудрого божества, так же как Зевс воспринял их от Метиды.

Известные атрибуты классической Афины - змея и сова — указывают на древнее зооморфное прошлое богини. Образ Афины, с присущей ей хтонической мудростью змеи, восходит к крито-микенскому образу богини со змеями. Среди непременных атрибутов Афины - эгида - щит из козьей шкуры с головой змеиноволосой Медузы, искусно выделанный Гефестом, - фетиш огромной магической силы, устрашающий богов и людей.

АфинаМногочисленны сведения о космически-стихийных чертах образа Афины. Она хранит молнии Зевса. Считалось, что её изображение, так называемый палладиум, упало с неба (отсюда Афина Паллада). Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, в эпоху героической мифологии она направляет свою силу на борьбу с титанами и гигантами. Афина покровительствует героям, защищает справедливый общественный порядок. Любимцем Афины был Одиссей, умный и смелый герой, о чём свидетельствуют поэмы Гомера и особенно «Одиссея», где ни одно мало-мальски важное действие не обходится без вмешательства Афины. Она вообще главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое. Главные эпитеты Афины, наделённой гражданскими функциями, - Полиада («Градская») и Полиухос («Градодержица»). Памятником прославления мудрой покровительницы Афинского государства является трагедия Эсхила «Эвмениды» (учреждение богиней верховного судилища Аттики - Ареопага). Афина всегда рассматривалась в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства и даже называлась Эрганой - «Работницей»; она направляет художественно-техническое творчество. Афина тайно помогла Прометею украсть огонь из кузницы Гефеста. В эпоху поздней античности (Прокл, 5 век нашей эры) Афина выступала принципом неделимости космического Ума и символом всеобъемлющей мировой мудрости и тем самым резко противопоставлялась буйству и экстазу Диониса.

Реклама

Афина, хотя культ её был распространён по всей материковой и островной Греции, особенно почиталась в Аттике. Там ей были посвящены земледельческие праздники. Особенно славилась Афина как законодательница и покровительница афинской государственности. В Аттике почитали Афину - Фратрию («Братскую»), Булайю («Советную»), Сотейру («Спасительницу»), Пронойю («Провидящую»).

Общегреческим был праздник Великих Панафиней - апофеоз Афины как воплощения государственной мудрости.

В Риме Афина почиталась под именем Минервы наряду с исконной римской богиней войны Беллоной. Культ Афины на протяжении всей античности оставался свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве.

Лит.: Nilssоn М. Р. Die Anfänge der Göttin Athena. Kopenhagen, 1921; Kerényi K. Die Jungfrau und Mutter der griechischen Reli­gion. Z., 1952; Brommer F. Athene Parthenos. Bremen, 1957; Лoceв A. Ф. Афина Паллада // Тахо-Годи A. A., Лосев А. Ф. Греческая куль­тура в мифах, символах и терминах. СПб., 1999.

А. А. Тахо-Годи.

АфинаИконография. Афину изображали, как правило, в виде суровой и величественной девы в шлеме, с копьём, щитом - эгидой (статуя Афины с западного фронтона храма Афины Афайи на острове Эгина, около 500 год до нашей эры). Знаменитая гигантская хрисоэлефантинная скульптура «Афина Парфенос» работы Фидия для Парфенона на афинском Акрополе (поставлена в 438 году до нашей эры) не сохранилась; о ней можно судить по позднейшим копиям и репликам («Афина Варвакион», мрамор, 3 век, Национальный музей в городе Афины, и др.). «Афина Лемния», также выполненная Фидием для афинского Акрополя, изображала умиротворённую богиню, олицетворявшую миролюбивый политический курс Афинского государства того времени; к его статуе «Афина Промахос» восходит, возможно, «Афина Медичи» (Лувр, Париж). Сохранилось около 10 римских реплик в мраморе бронзовой скульптурной группы «Афина и Марсий» Мирона (середина 5 века до нашей эры). Отдельные сцены мифов об Афине часто изображались в вазописи, входили в скульптурное убранство храмов (рождение Афины из головы Зевса, её спор с Посейдоном за обладание землёй Аттики - на фронтонах Парфенона). Афина предстаёт в сценах гигантомахии (фриз Пергамского алтаря, около 180 года до нашей эры; Пергамонмузеум, Берлин), с Гераклом (метопа храма Зевса в Олимпии, середина 5 века до нашей эры). В живописи Возрождения фигура Афины использовалась в различных аллегориях, олицетворяя мудрость (в многофигурных композициях «Парнас» - А. Мантенья, Рафаэль и др.), добродетель и целомудрие («Паллада и кентавр» С. Боттичелли, около 1483 года, галерея Уффици, Флоренция). Реже встречается непосредственное обращение к мифам об Афине - главным образом в сценах, связанных с Арахной, Гераклом, сюжетом «Суд Париса» (картины Л. Кранаха Старшего, Джорджоне, П. П. Рубенса и др.).