Афон
АФОН (Айон-Орос, Святая Гора, греческий Αθως, Αγιον "Ορος), крупнейший в мире центр православного монашества. Расположен на полуострове Айон-Орос (восточный выступ полуострова Халкидики), на северо-востоке Греции. Высота Святой Горы 2033 м. Афон является «самоуправляющейся частью Греческого государства» и управляется представителями монастырей, составляющими Священный Кинот. Административный центр - в городе Карея (современный Карье). Находится под церковной юрисдикцией Константинопольского патриархата.
Время появления первых монахов на Афоне точно неизвестно; первоначально преобладало отшельничество (преподобный Пётр Афонский). В 9 веке значение афонских монашеских общин возросло: в 843 году в Константинополь прибыла их делегация (хроника Генесия, середина 10 века). Первый общежительный монастырь, Великая Лавра, основан в 10 веке преподобным Афанасием Афонским при покровительстве византийского императора Никифора II Фоки. Первый устав монашеского сообщества («Трагос») Афона был издан в конце 971 года или начале 972 года византийским императором Иоанном I Цимисхием; орган управления Афона - протат. В 11-12 веках возникли монашеские общины выходцев из других стран: Болгарии, Сербии, Грузии, Руси. В 1045 году византийским императором Константином IX Мономахом издан новый устав Афона (переработан в 1406 году).
Реклама
Расцвет монашества на Афоне в 14 веке связан с распространением исихазма, основоположниками которого были Григорий Синаит и Григорий Палама. После падения Византийской империи (1453 год) Афон находился под властью турецких султанов; несмотря на полученное от них признание прежних привилегий, непосильные подати и поборы привели к экономическому упадку многих афонских монастырей в 15-17 веках. Во 2-й половине 16-17 веков большинство монахов переселились из крупных монастырей в скиты. Возрождение монастырей произошло после реформы патриарха Константинопольского Гавриила IV, издавшего в 1783 году новый устав Афона, восстанавливавший древние иноческие обычаи. В 18 веке духовная жизнь на Афоне оживилась благодаря деятельности Евгения Вулгариса, Никодима Святогорца и др. В 1821-30-е годы Афон оккупирован турками, с 1869 года ими введено прямое административное правление.
Появление на Афоне монахов из России относится к древнейшему периоду истории Святой Горы. По сообщению «Повести временных лет», в 11 веке на Афоне принял монашеский постриг Антоний Печерский, один из основоположников русского монашества. Благодаря афонскому влиянию происходили важные изменения в духовной жизни российских монастырей. В 15 веке в них распространилось афонское молитвенное правило, важную часть которого составляла Иисусова молитва, в конце 15-16 веков под влиянием Афона возникла новая для России форма организации монастыря — скит. В 1518 году по просьбе великого князя Василия III Ивановича с Афона в Москву для правки книг прибыл Максим Грек. В 18 веке на Афоне возникла школа Паисия Величковского по изучению, переводу и переписыванию святоотеческих творений. Многие из русских монахов, бывших учениками Паисия Величковского на Афоне, в конце 18 века вернулись в Россию, где благодаря их деятельности к середине 19 века в 30 епархиях распространились монастыри, придерживавшиеся аскетической традиции его школы. С конца 19 века на Афоне число монахов из России стремительно увеличилось, к 1912 году русские монахи составляли половину насельников Афона. В 1913 году их число резко сократилось в результате депортации с Афона более 800 приверженцев имяславия. Приток монахов из России прекратился после 1917 года. С конца 1980-х годов после долгого перерыва началось возрождение русского монашества на Афоне. В 1912 году Афон стал частью государства Греция. В 1924 году принята «Уставная хартия Святой Горы Афонской» (далее Устав). Согласно древнему преданию, Афон является уделом Богородицы. Доступ женщин на Афон запрещён. Монастыри Афона пользуются юлианским календарём.
Афон - один из крупнейших центров православного искусства. Самый древний архитектурный памятник Афона - базилика Протат в Карье (конец 11 века). В конце 10-11 веков на Афоне вырабатывается особый тип крестово-купольного храма с боковыми апсидами-хорами, большим нартексом, к которому примыкают боковые приделы, также перекрытые куполами, и внешним нартексом. Первый храм такого типа - кафоликон Великой Лавры, ставший образцом для соборных храмов Святой Горы. К наиболее ранним памятникам изобразительного искусства на Афоне относятся мозаики католикона монастыря Ватопед («Благовещение», середина 11 века, и «Деисус», 12 век). В монастырях Хиландар и Ватопед находятся фрески 13-14 веков, в монастыре Пантократор - 14 века. В 1535 и 1550-е годы в соборах и трапезных Великой Лавры, монастырях Ставроникита и Иверском работал выдающийся иконописец Феофан Критянин. Большая часть афонских росписей относится к поствизантийскому периоду (16-17 века). В 17-19 веках росписи храмов продолжали следовать традиционной византийской иконографии. В 18 веке афонский художник Д. Фурноаграфиот составил так называемую Ерминию - руководство по иконописанию. В это же время на Афоне активно работали монастырские иконописные мастерские, изготавливавшие списки с византийских, сербских и русских чудотворных икон, хранившихся в монастырях Афона. Книгохранилища монастырей Пантократор, Ставроникита и монастыря Преподобного Дионисия насчитывают свыше 1800 древних рукописей, украшенных миниатюрами 9-14 веков. Монастыри Афона неоднократно обновлялись и перестраивались.
Согласно Уставу, Святая Гора состоит из 20 монастырей (ныне в них около 2000 монахов), которые имеют следующий иерархический порядок: Великая Лавра (монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы), основана в 963 году, главный храм 10 века (фрески Феофана Критянина, 1535 год). Святыни - мощи и крест преподобного Афанасия, глава Василия Великого и др., икона Божией Матери Экономиссы. Библиотека насчитывает более 2000 рукописей. Великой Лавре принадлежат самые большие владения, их общая площадь составляет 72 тысяч га, то есть 21,3% всей территории полуострова. Ватопед (монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы), основан около 972-985 годов; собор 10 века. Святыни - пояс Богородицы, Крест Константина Великого, иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», «Всецарица», «Закланная». В 1748-49-е годы здесь была организована Афонская академия. Ватопеду принадлежит скит апостола Андрея (келлия основана в 1766 году патриархом Константинопольским Серафимом II, в 1849 году получила статус русского скита, храм в 1867-1900-е годы, самый большой на Афоне, заложен великим князем Алексеем Александровичем). Святыня - часть главы апостола Андрея Первозванного. Библиотека насчитывает примерно 1700 рукописей. Иверский (монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы; грузинский), основан в 979/980 году византийским аристократом грузинского происхождения Иоанном Торником, при его преемнике Евфимии Святогорце монастырь стал одним из крупнейших (около 300 монахов). В 1357 году патриарх Константинопольский Каллист I передал монастырь под управление греков, и грузинские монахи стали составлять меньшинство. В 1653 году подворьем Иверского монастыря стал Никольский монастырь в Москве. Собор (основная его часть построена в конце 10 века, реконструирована в начале 11 века и восстановлена в 1513 году), фрески 16-19 веков. Святыня - Иверская икона Божией Матери. Библиотека насчитывает примерно 2000 рукописей. Хиландар (монастырь в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм; сербский), основан в конце 12 века сербским жупаном Стефаном Неманей и его сыном святителем Саввой Сербским. Пользовался особым покровительством русских царей. С середины 18 века среди монахов преобладали болгары (в том числе преподобный Паисий Хиландарский, автор «Истории славяно-болгарской», 1762 год). Число сербов в монастыре значительно увеличилось после посещения Афона сербским королём Александром I (1896 год). Святыня - икона Божией Матери Троеручицы. Монастырь Преподобного Дионисия (в честь Рождества Иоанна Предтечи), основан во 2-й половине 14 века преподобным Дионисием из селения Корисос на средства трапезундского императора Алексея III Великого Комнина. Кутлумуш (монастырь в честь Преображения Господня). Впервые монастырь с названием Кутлумуш упомянут около 1169 года. Пантократор (монастырь в честь Преображения Господня), впервые упоминается в документальных источниках в 1358 году, основан византийскими аристократами братьями Алексеем и Иоанном при поддержке императора Иоанна V Палеолога. Собор (1362 год). Святыни - часть Хитона Господня, икона Божией Матери Геронтиссы. Монастырю принадлежит скит пророка Илии (основан в 1757 году Паисием Величковским, храм в 1893-1900-е годы). Ксиропотам (монастырь 40 Севастийских мучеников), основан в 10 веке преподобным Павлом Ксиропотамским. Зограф (монастырь Великомученика Георгия Победоносца; болгарский), основан в 10 веке (919? год) Моисеем, Аароном и Иоанном Селимой из Охрида - по одной версии, братьями болгарского царя Самуила, по другой - простыми иноками. В 1275 году сторонники Лионской унии разорили монастырь и сожгли в башне 26 зографских мучеников. В 1542 году Зограф пострадал от набега разбойников, а в 1622 году пришёл в запустение из-за эпидемии чумы. В 1849 году стал общежительным и пережил расцвет в середине-2-й половине 19 века, имея 22 храма и параклиса. Собор (1801 год). Святыни - нерукотворный образ великомученика Георгия и Акафистная икона Божией Матери. Дохиар (монастырь в честь архангелов Михаила и Гавриила), основан во 2-й половине 10 века или начале 11 века Евфимием, дохиаром (келарем) Афанасия Афонского. Каракал (монастырь в честь апостолов Петра и Павла), основан в начале 11 века монахом Николаем. Филофей (монастырь в честь Благовещения Богородицы), основан в конце 10-начале 11 века преподобным Филофеем Афонским. Симонопетра (монастырь в честь Рождества Христова), основан в середине 13 века преподобным Симоном Мироточивым, в 1363 году отстроен сербским деспотом Иоанном Углешей. Монастырь Святого Павла (в честь Сретения Господня), основан в конце 10 века преподобным Павлом Ксиропотамским, около 1382-85 годов восстановлен сербами. Ставроникита (монастырь в честь святителя Николая Чудотворца), основан как скит в конце 10-начале 11 века, пришёл в упадок в 12 веке в результате пиратских набегов, в 13 веке был подчинён монастырю Кутлумуш, в 1530-е годы возрождён игуменом Григорием Гиромериатисом; в 1541 или 1542 году скит Ставроникита был преобразован в монастырь. Ксенофонт (монастырь в честь великомученика Георгия Победоносца), основан в конце 10 века преподобным Ксенофонтом. Монастырь Преподобного Григория (монастырь в честь святителя Николая Чудотворца), основан в 14 веке преподобным Григорием, учеником Григория Синаита. Эсфигмен (монастырь в честь Вознесения Господня), основан в конце 10-начале 11 века. Пантелеймонов монастырь (монастырь в честь великомученика Пантелеймона; русский), основан в конце 10 века; Констамонит (монастырь Первомученика Стефана), известен с 11 века.
Лит.: Чорфирий (Успенский), еп. История Афона. К., 1877. Ч. 1-3/1; СПб., 1892. Ч. 3/2; Кондаков H. П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902; Dölger F. Mönchsland Athos. Münch., 1943; Hofmann G. Rom und der Athos. Rom, 1954; Millénaire du Mont Athos. Chevetogne, 1963-1964. Vol. 1-2; Chatzidakis M. Recherches sur le peintre Theophan le Cretois // Dumbarton Oaks pages. 1969-1970. Vol. 23/24; Карпов С. П. Tpaпeзундская империя и Афон // Византийский временник. М., 1984. Т. 45. С. 95-101; Nastase D. Les débuts de la communauté œcu ménique du Mont Athos // Σ?μμεικτα. 1985. T. 6; Wittig A. M. Der Heilige Berg von Byzanz. Würzburg, 1985; Милонас П. M. Заметки об архитектуре Афона // Древнерусское искусство: Балканы. Русь. СПб., 1995; Василий (Кривошеин), архиеп. Афон в духовной жизни православной Церкви // Василий (Кривошеин), архиеп. Богословские труды. Н. Новгород, 1996; Mount Athos and Byzantine ιηοnasticism / Ed. A. Bryer, M. L. Cunningham. Aldershot, 1996; Doens I. Bibliographie de la Sainte Montaine de l’Athos. Mont Athos, 2001; Афон // Православная энциклопедия. М., 2002. T. 4.
И. В. Квливидзе, И. Н. Попов.