Афроцентризм

АФРОЦЕНТРИЗМ, расовая идеология самоутверждения людей с чёрным цветом кожи, направленная на борьбу с евроцентризмом в различных сферах общественного сознания и в поведении. Цель афроцентризма - реабилитация негроидной расы, самоидентификация, ценностное возвышение африканской культуры вплоть до абсолютизации культурно-исторических и расовых особенностей, а также роли негроафриканцев в мировой истории. Сформулирована в начале 1980-х годов в среде афроамериканской интеллигенции. Главным теоретиком афроцентризма считается афроамериканский учёный Молефи Кете Асанте (настоящее имя Артур Ли Смит).

Афроцентризм развился из панафриканских идей историко-культурного и расового единства, африканской самобытности и исключительности, возникших во 2-й половине 19 века в Америке на фоне борьбы против рабства (аболиционизм) и расовой дискриминации, за равноправие афроамериканского населения. Он вобрал в себя идеи многих африканских и афроамериканских интеллектуалов 20 века - Б. Вашингтона, Э. Блайдена, М. Гарви, У. Дюбуа, Л. Сенгора, Ш. Диона, М. Л. Кинга, Малькольма Икса, Э. Мухаммеда, М. Каренги и др. При всём различии этих идей в их основе лежит стремление к утверждению афроцентристского сознания.

Реклама

Главные принципы афроцентризма - в сознании и действиях исходить из знания своей истории и культуры, проводить афроцентристские идеи в любой сфере жизни, проповедовать их среди «братьев и сестёр». Приверженцы афроцентризма призывают совершить афроцентристский прорыв в собственном сознании, заменить многие прежние евроцентристские установки новыми понятиями: «рабское имя» — «африканским именем», «представления о поражении» - «осознанием победы», «приоритет чужой культуры» - «приоритетом своей культуры», «европейскую одежду» - «одеждой, отражающей традиционные мотивы», и так далее.

Важное значение афроцентристы придают историческим исследованиям с обоснованием новых концепций мировой истории и прошлого Африки. Цель афроцентризма - доказать равенство рас перед лицом истории, развенчать доктрину расового превосходства белых, которая, по мнению сторонников афроцентризма, покоилась на переоценке успехов европейцев и умалении вклада неевропейцев в мировую цивилизацию. Афроцентристы отходят от критического восприятия африканского прошлого и идеализируют его, а в недостатках современного африканского общества обвиняют Европу.

Суть афроцентристской концепции истории - первенство негроафриканской культуры в мировой цивилизации. Большое внимание афроцентристы уделяют древнеегипетской цивилизации, созданной, по их мнению, негроафриканцами, а также таким древним цивилизациям, как Эфиопия, Нубия, Куш, Аксум, Гана, Мали и Сонгай. Афроцентристы считают, что негроафриканская культура оказала огромное влияние на развитие античных Греции и Рима, Древнего Востока и современной западной цивилизации, отстаивают особую первичную роль негроидов в антропогенезе: происхождение других рас от негроидной. Сторонники афроцентризма активно распространяют эти идеи через СМИ, превращают их в специальные дисциплину и методологию изучения и преподавания философии, истории и культуры.

Афроцентризм даёт возможность, абстрагируясь от общепринятых евроцентристских приёмов и стереотипов, критически переосмыслить историческое и культурное наследие африканского континента и его вклад в развитие мировой науки и культуры. С момента своего возникновения афроцентризм претендует и на то, чтобы стать универсальной идеологией африканцев, основой их единой морали и нравственности, этики и эстетики, законом общественного устройства и руководством к действию.

Критики афроцентризма, в том числе и в самой Африке, считают, что афроцентризму присуще стремление «переписать» историю с позиций субъективизма, намеренное искажение фактов и событий; они возражают против этого и не согласны вести борьбу с расизмом при помощи расизма.

Лит.: Ani М. Yurugu: an African-centered critique of European cultural thought and behavior. Trenton; N. Y., 1994; Shevit. J. History in Black. African-Americans in search of an ancient past. L., 2001; Давидсон А. Б. Антирасистский расизм? // Новая и новейшая история. 2002. № 2; Asante М. К. Afrocentricity: the theory of social change. Chi., 2003.

Л. Л. Юсова.