Ахурамазда

АХУРАМАЗДА (Ахура-Мазда, Ормазд), верховный бог зороастрийского (авестийского) пантеона. Имя означает «Владыка мудрости» («ахура» - общий термин для обозначения божеств; в ахеменидских надписях это имя пишется в одно слово, парфянская форма - Арамазд, пехлевийская - Ормазд, сравни также греческий ?ρομ?σδης). Впервые засвидетельствовано в ассирийской надписи 8 века до нашей эры как имя одного из мидийских божеств. Пророк Заратуштра (Зороастр) придал его культу универсальный характер, и в таком виде он начал распространяться в Западном Иране лишь с 6 века до нашей эры. По учению Зороастра, Ахурамазда - единственный всемогущий и всезнающий бог добра, олицетворяющий свет, жизнь и правду. Он существовал вечно и был творцом мира и шести великих благих божеств, которые являлись различными его эманациями. Но наряду с ним изначально существовал и Ангхроманью (Ангхро Манью, Ариман) - злой дух, который олицетворял мрак и смерть и вместе с дэвами творил зло. Они непрерывно борются между собой, и в этой борьбе Ахурамазда опирается на своих помощников, которые олицетворяют добромыслие, правду и бессмертие (триада зороастрийской этики). Человек создан им, но свободен в выборе между добром и злом. Зороастр призывал людей бороться против духов зла своими мыслями, словами и делами. Культ Ахурамазда получил широкое распространение у многих иранских народов и особенно при дворе ахеменидских, парфянских и сасанидских царей. Например, Дарий I в своих надписях постоянно упоминает его как творца земли, неба, людей и счастья для них, а также приписывает все свои завоевания и достижения неизменной и щедрой помощи этого бога.

Реклама

Культ Ахурамазда продолжает существовать и в современных зороастрийских общинах Ирана и Индии. Видимо, в 4 веке до нашей эры в рамках зороастризма возникло особое течение - зерванизм (зрванизм). Согласно ему, Ахурамазда и Ангхроманью являются братьями-близнецами, порождёнными богом бесконечного времени Зерваном. Эта интерпретация зороастрийского учения была объектом специальной критики ранних христиан, упрекавших зороастрийцев за то, что они поклоняются брату дьявола. В результате распространения иранцев на запад и их контактов с другими народами начался процесс религиозного синкретизма (в частности, греки отождествляли Ахурамазда с Зевсом).

Лит.: Дандамаев М. А., Луконин В. Г. Культура и экономика Древнего Ирана. М., 1980; Воусе М. Ahura Mazda // Encyclopaedia Iranica. L. е. а., 1984. Vol. 1. Fasc. 7 (bibl.); Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. СПб., 1994.

М. А. Дандамаев.