Аккад (Древний Город)

АККАД (Аккаде, Агаде), древний город в северный части Нижней Месопотамии, точное местоположение которого неизвестно (возможно, близ г. Сиппар; современный Абу-Хабба, Ирак). Аккад имел бухту и пристань, куда прибывали суда из далёких стран. Покровительницей города считалась богиня Иштар, которой был посвящён храм Эулмаш. В 24-22 веках до нашей эры Аккад стал центром одноимённого государства, включившего всю Нижнюю Месопотамию и установившего своё влияние над Эламом. Позднее название «Аккад» распространилось на историческую область Среднего Двуречья. Возвысил город и стал основателем государства Аккад Саргон Древний (аккадийское Шаррумкен — «Царь истинен»), правивший в 2316-2261 годах до нашей эры. С него началась династия Саргонидов, представленная его сыновьями Римушем и Маништушу, внуком Нарам-Суэном, правнуком Шаркалишарри и другими менее известными правителями. Ещё при Саргоне под власть Аккад попал Шумер после разгрома им союза шумерских номов во главе с его лидером Лугальзагеси. Однако сепаратистские настроения и мятежи там не прекращались. Саргониды вели активную внешнюю политику, совершая походы на север Двуречья, в Малую Азию, Элам, морские экспедиции вдоль побережий Персидского залива и на его острова, нападая на Эблу в Сирии, воюя с луллубеями в горах Ирана. Сам Саргон, например, участвовал в 34 сражениях и был прославлен в поэме «Царь битвы».

Реклама

голова аккадского правителяВ Аккаде развивалось ирригационное хозяйство, оказывалось покровительство развитию торговли и ремесла, функционировала единая система мер и веса. Укреплялась армия - уже при Саргоне она насчитывала 5400 воинов, состоявших на царском довольствии. Армия была мобильной в бою, состояла из лёгкой пехоты (лучников, копейщиков и секироносцев). Царская власть усиливалась, некоторым царям даже воздавались божественные почести. Управление на местах осуществлялось наместниками из числа царских родственников, представителей лояльных местных династий и чиновничьего аппарата. Родичи царя вводились и в жреческий клир: например, дочь Саргона Энхедуанна - была верховной жрицей в г. Ур. Царское хозяйство расширялось за счёт храмовых и общинных земель. Престиж Аккады был велик: его правители называли себя «царями 4 стран света» и даже «вселенной». Однако мятежи покорённых городов, недовольство отстранённой от власти родовой аристократии, заговоры придворных и конфликты со жречеством, разорение общинников привели государство Аккад к упадку. В итоге оно не устояло перед нашествием горцев-кутиев и было подчинено ими в середине 22 века до нашей эры. Затем оно вошло в состав царства III династии Ура, включившего в себя как Шумер, так и Аккад. Как и вся территория Двуречья, Аккад подвергся разорению во время вторжения амореев на рубеже 3-2-го тысячелетия до нашей эры. В дальнейшем Аккад уже не как политическая единица, а как историческая область входил в состав Вавилонского и Ассирийского государств. Город Аккад и его храмы упоминаются в Законах Хаммурапи (18 век до нашей эры), переписке Асархаддона (7 век до нашей эры), цилиндре Кира (6 век до нашей эры). Время его исчезновения с исторической карты неизвестно, археологами он не обнаружен. История Аккад запечатлелась в царских надписях, легендах, поэмах, религиозных гимнах (их канон, посвящённый 42 богам шумеро-аккадского пантеона, создан уже упоминавшейся Энхедуанной), так называемых омина - «предсказаниях». Об Аккаде говорится в «Поэме об Эрре» (боге чумы), литературных произведениях «Проклятие Агаде» и «Плач над гибелью Агаде».

 От Аккад получил название «восточносемитский» - аккадский язык, принадлежавший к семитской ветви афразийской языковой семьи, позднее разделившийся на 2 диалекта: ассирийский и вавилонский. Аккадцами стало именоваться семитоязычное население Среднего Двуречья.

Лит.: Hinz W. Elams Vertrag mit Naram-Sin von Akkade // Zeitschrift fur Assyriologie und vorderasiatische Archaologie. 1967. N. F. 24. S. 66-96; Gadd С.J. The Dynasty of Agade and the Gutian Invasion // Cambridge Ancient History. 1971. Vol. 2. Pt 2. Р. 417-463; Glass ner J. J. La chute d’Akkade: Γ?ν?ηεπιβη? et sa memoire. В., 1986; Шилейко В. К. Текст предсказания Саргона Аккадского и его отголоски у римских поэтов // Памятники и люди. М., 2003.   

С. С. Соловьёва.

музыкант с лютнейКультура. В истории изобразительного искусства понятие «аккадский период» понимается более широко, чем в исторической науке, и часто распространяется на послеаккадское время (до правления Гудеа и Ур-Намму включительно). Основные особенности искусства Аккады связаны со смешанным характером населения и проникновением неканонических мотивов в официальное искусство. Одна из важных составляющих генезиса искусства Аккады художественная культура Шумера. Памятники искусства Аккады отличаются от шумерских большей свободой выбора тем (фольклорные, мифологические и литературные сюжеты в глиптике) и своеобразием композиции, основанной на контрасте общей статики и динамики каждой фигуры в отдельности. В круглой пластике появляется образ идеального правителя - воина с правильной передачей пропорций и портретных черт (бронзовая голова правителя, так называемая Голова Саргона Древнего из Ниневии, 23 век до нашей эры, Иракский музей, Багдад). Для аккадских рельефов типичны многоплановые динамические диатональные композиции с тенденцией к объёмности, с введением элементов пейзажа и отказом от искусственной ритмизации и стилизации (стела Нарам-Суэна из Суз, посвящённая его победе над горным племенем луллубеев, 23 век до нашей эры, Лувр, Париж). Для глиптики Аккады свойственно стремление к моделировке фигур, точной передаче деталей и продуманным композициям. Печати решены предельно лаконично, пространство не загромождено излишними элементами, надписи становятся центром композиции, делая её геральдической. Появляются личные печати с индивидуализированным изображением. В архитектуре Аккады сложился новый тип храма - зиккурат. Искусство Аккады оказало влияние на художественную культуру Двуречья 2-й половины 3-го тысячелетия -1-й половины 2-го тысячелетия до нашей эры (позднешумерское и вавилонское искусство).

гильгамешМузыка. Сохранились изображения музыкантов (с лирами, арфами, продольными флейтами, систрами, бубнами, барабанами) на цилиндрических печатях, свидетельствующие о преемственности с музыкальной культурой Шумера. К культуре Аккады относится исторически первое известное изображение струнного щипкового инструмента с небольшим корпусом, в современной органологии получившего название лютни с длинной шейкой.

О литературе Аккады смотри в статье Шумеро-аккадская литература.

Лит.: Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. М., 1976; Афанасьева В. Гильгамеш и Энкиду. М., 1979; Rashid 5. Л. Mesopotamien: Musikgeschichte in Biidern. Lpz., 1984.

С. А. Зинченко (искусство), Е. М. Фраёнова (музыка).