Государство

ГОСУДАРСТВО, основной институт политической системы общества, способ социального бытия в условиях политического отчуждения власти. Наука и международное право до настоящего времени не располагают единым и общепризнанным определением понятия «государство». Ни ООН, ни другие международные организации не имеют полномочий фиксировать наличие государственного статуса. Признание нового государства или правительства - это акт, который могут совершить или отказаться совершить только сами государства и правительства.

В современной научной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат управления и принуждения, способная делать свои веления обязательными для населения всей страны. Термин, как правило, используется в правовом и политическом контекстах.

Признаки и функции государства.

Государство  сложилось в процессе исторического развития общества как социальный институт, регулирующий действия его членов и отношения между ними с целью обеспечить внутренние и внешние условия поддержания порядка, основанного на традициях и законах. Государство отличают от других социальных институтов особые признаки. Одним из них является разделение и организация населения по территориальному принципу. Другие важные признаки государства - суверенитет, понимаемый как двуединство верховенства и единственности власти государства на определённой территории по отношению к отдельным лицам и сообществам внутри страны, и независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Внутри государственной территории верховная власть принадлежит строго определённым в соответствии с внутренним правопорядком органам. С суверенитетом связан ещё один признак государства - публичный характер власти. Именно этим государство отличается от любых образований, в которых осуществляется частная власть, и детерминируется необходимость выделения группы людей, специализирующихся на осуществлении государственного управления. Олицетворённая в государственных органах и учреждениях публичная власть становится той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т.п.). К признакам государства относятся также налоги, пошлины и прочие сборы (они могут частично заменяться или дополняться отбыванием некоторых повинностей). Получаемые от налогов и иных сборов средства идут на исполнение государством его функций, в том числе и на поддержание аппарата управления. Какая-то часть населения может освобождаться от налогов и других сборов, но полностью без налогов государство просуществовать не может. Признаком государства является также исключительное право принимать законы и иные нормативные акты, общеобязательные для населения всей страны.

Государство  является одним из главных признаков цивилизации. В процессе исторического развития оно превращается из примитивного образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует комплекс государственных институтов в соответствии с принципом разделения властей. Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы быть инструментом верховенства закона, социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоёв населения и общественных сил, охраны прав и свобод личности.

Это предназначение государства конкретизируется в основных направлениях (функциях) его внутренней и внешней деятельности. К внутренним функциям государства относятся экономико-организационная, социальная, охраны общественного порядка и обеспечения безопасности человека и государства. При этом с развитием государства усиливается роль бюрократии, которая, по мнению одних (М. Вебер), способствует усилению рационального начала в принятии решений и формирует препятствия на пути волюнтаризма и, по мнению других (Р. Дарендорф), полностью подчинена воле правящих социальных групп и классов и служит для них инструментом.

Развитие экономико-организационной функции предполагает разработку чётких государственных приоритетов, стратегии развития в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Она выражается в поддержании и развитии базовых отраслей экономики, обеспечении единого экономического пространства, выравнивании условий и возможностей развития отдельных территорий, регулировании правил хозяйственной деятельности и стимулировании заинтересованности в ней населения, обеспечении наилучших условий для экономического развития.

Социальная функция в государстве смыкается с экономико-организационной, её выполнение во многом зависит от материальных возможностей общества. Это особенно наглядно проявляется в таких сферах, как образование, наука, здравоохранение, демографическая политика и тому подобное. Важнейшие приоритеты в данной области - создание условий, в которых люди смогли бы сами обеспечить себе нормальное (для данного уровня развития общества) существование; социальная защита лиц, действительно нуждающихся в материальной поддержке; смягчение социальных противоречий; обеспечение надлежащих условий жизни посредством определённого гарантированного объёма социальных благ и занятости населения.

Функция охраны общественного порядка и обеспечения безопасности человека и государства предполагает охрану прав и законных интересов граждан, их собственности, обеспечение законности, правопорядка, суверенитета, единства и территориальной целостности государства, защиту существующего политического строя и правовой системы, борьбу с преступностью, использование государственно-правовых средств для разрешения различных конфликтов и др.

Внешняя функция заключается в эффективной защите интересов соответствующей страны на международной арене, включая вопросы экономического, политического и военного характера.

Типы и формы государства. Тип государства зависит от уровня развития цивилизации или характера производственных отношений, а также культурно-исторических традиций той или иной страны. В научной литературе конкурируют два основных методологических подхода при типологизации государства: формационный и цивилизационный. Первый из них выводит тип государства из общественно-экономических отношений (рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое); второй во главу угла ставит уровень технического развития общества (аграрное, индустриальное, постиндустриальное и так далее). В последнее время наблюдается тенденция к конвергенции этих подходов. Каждая из стадий развития государства может, в свою очередь, подразделяться на этапы со специфическими чертами.

Государства различаются по форме. Определение формы того или иного государства позволяет установить его внутреннюю структуру, территориальную организацию, способ формирования верховной власти, возможности граждан воздействовать на деятельность государства, обеспеченность прав и свобод лиц, проживающих в стране. Форма государства проявляется в диалектическом единстве трёх составляющих - формы правления, то есть организации верховной власти и способа взаимоотношения органов государственной власти и граждан (монархия или республика), структуры государственного устройства - соотношения целого и частей, центральных и региональных органов власти (унитарные государства, федерации и конфедерации), а также политического режима [демократический, авторитарный, тоталитарный, теократический (смотри Теократия) и др.]. Впервые глубоко продуманную классификацию форм государства дали мыслители античной эпохи - Аристотель и Платон, выделившие главные из них. Их концепции государства столетиями питали политическую и правоведческую мысль Европы и сохраняют своё значение до сих пор, несмотря на неизбежную трансформацию содержания выработанных ими категорий и понятий.

Буржуазные революции в Европе 17-18 веков, начавшие разрушать абсолютистские порядки и сословные перегородки, поставили вопрос о гражданских правах, а учения эпохи Просвещения - о естественном праве и разделении властей (наибольший вклад в развитие этой концепции внесли Дж. Локк и Ш. Л. Монтескьё), что в совокупности составило теоретический и политический базис для формирования представлений о правовом государстве.

Переход к индустриальному обществу вызвал разрушение освящённых многовековыми традициями связей между людьми и обострение социальных противоречий, что потребовало активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со 2-й половины 20 века широкое распространение получает понятие социальное государство. Оно присутствует в международных правовых документах (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и др.), в конституциях ряда стран, принятых в последние десятилетия. Тем самым подчёркивается роль государства в перераспределении имеющихся в обществе материальных и иных благ в соответствии с принципами «социальной справедливости».

В современном мире типологические конструкции, относящиеся к государству, претерпевают изменения под влиянием процессов трансформации государственной идентичности, связанных с явлениями глобализации. Новая геополитическая картина мира складывается на основе 3 фундаментальных реалий: «государство-нация» («Etat-Nation»), то есть традиционное исторически сложившееся государство; регион, то есть административное, этническое или культурное пространство, которое включает несколько «государств-наций», обладающих при этом значительной степенью политико-экономической и культурной автономии; формирующееся глобальное сообщество.

Теории происхождения государства. Существует множество теорий генезиса государства, по-разному объясняющих его происхождение и, как правило, абсолютизирующих один из аспектов этого процесса. Различные исторические эпохи и социальные условия, в которых жили творцы этих теорий, их приверженность определённым идеологическим и философским воззрениям предопределяли субъективный характер взглядов на процессы развития общества и государства. К числу основных теорий, объясняющих политогенез, относятся теологическая, патриархальная, органическая, психологическая, расовая, общественного договора, насилия, историко-материалистическая, ирригационная и др.

Представители теологической теории (Августин, Фома Аквинский и др.) трактуют возникновение государства как проявление Божественного замысла. Эта теория отражала конкретные реалии позднеантичных и средневековых государств. Освящение Божественным авторитетом государственной власти придавало ей безусловную легитимность. Сходные идеи присутствуют и в мусульманской традиции, утверждающей неразрывную связь религии и государства. С теологической теорией тесно связаны философские концепции Нового времени, представляющие государство как воплощение всеобщего закона. Так, Г. В. Ф. Гегель характеризовал государства как высшую ступень в развитии «объективного духа», восстанавливающую единство, нарушенное борьбой индивидов и групп гражданского общества.

Патриархальная теория в своём раннем варианте была разработана Конфуцием, который смысл монархии усматривал в обязанности властителя заботиться о своих подданных. Идея «монарха - отца народа» характерна для древнеиндийского политического трактата Артхашастры. В европейском государствоведении патриархальная теория опирается на труды Аристотеля, рассматривавшего возникновение государства как продолжение отцовской (патриархальной) власти. Такой подход получил распространение и в России (Н. К. Михайловский и др.).

Как и теологическая теория, патриархальная теория обосновывает неограниченную власть монарха, но истоки этой власти видит в тех формах семьи, где существовала неограниченная власть её главы, патриарха. Действительно, можно предположить, что зачатки государственных структур во многом создавались по аналогии с семейными. Отражая некоторые реальные, сущностные черты перехода социально-организованной жизни первобытного общества к государственным формам организации, эта теория преувеличивала их, придавала им универсальное и определяющее значение.

В Новое время возникла так называемая теория общественного договора (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Л. Монтескьё, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев), рассматривающая государство как продукт внутреннего соглашения между людьми, которые передают часть личной свободы и власть государства, чтобы обеспечить общественный порядок и неприкосновенность своей собственности. Договорная теория стала важным шагом в познании государства, так как выделяла некоторые важные реалии его становления, имела глубокое демократическое содержание. Её основные положения вошли в концепцию правового государства. Однако эта теория, рассматривая государство как искусственный продукт сознательного волевого акта людей, игнорировала исторические, экономические и иные объективные причины его возникновения.

В 19 веке была обоснована теория насилия, или «завоевательная», теория (французская историческая школа эпохи Реставрации, Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер, Е. Дюринг), согласно которой первые государства возникли под воздействием внешнего фактора - столкновения племён, завоевания, как правило, воинственными кочевниками земледельческих обществ и эксплуатации завоёванных. Действительно, «завоевательный фактор» в образовании государства сыграл определённую роль, однако не имел универсального характера. История даёт множество примеров поглощения победителей побеждёнными. Так, американский антрополог Р. Лоуи в своей книге «Происхождение государства» (1927) продемонстрировал, что завоевание не всегда ведёт к появлению государства, к тому же это может произойти только тогда, когда общества завоевателей и побеждённых имеют социальную стратификацию. Будучи сторонником функциональной версии политогенеза, Лоуи исходил из того, что государство могло возникнуть в результате организационной деятельности лидеров. Схожей точки зрения придерживался М. Вебер, связывавший процесс образования государства с политической волей харизматических личностей.

В это же время были заложены основы классового (экономического) учения о происхождении государства (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Согласно этой теории, государство - результат действия объективных процессов экономического развития. Общественное разделение труда, появление прибавочного продукта, частной собственности приводят к разложению первобытного строя, классообразованию и возникновению государства как политической организации экономически господствующего класса, которое вынуждено использовать средства угнетения и подавления для управления обществом с противоположными экономическими интересами его членов. Общество в результате формирования в нём социальных классов порождает организацию власти, которая должна одновременно защищать интересы имущих и сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью населения. Такой организацией, выделившейся из общества и стоящей над ним, стало государство. Эта теория придавала уникальным процессам возникновения античной государственности (как образца для анализа) значение всеобщей модели возникновения первичного государства, оставив без внимания нравственные, психологические и другие аспекты образования государства.

Сторонники «психологической теории» (Г. Тард, Л. И. Петражицкий) основной причиной, порождающей государство, считали потребность людей жить в организованном обществе, психологическую потребность слабых подчиняться более сильным, подражать их моделям поведения. Рассматривая человека как существо биосоциальное, для которого единственно возможной и естественной средой жизнедеятельности является организованное общество, авторы этой теории, однако, игнорировали объективные факторы (экономические, политические и др.), ориентировавшие психику людей на осознание необходимости создания государства.

«Гидравлическую», или ирригационную, теорию, согласно которой появление первичного государства связано с необходимостью строительства крупномасштабных оросительных систем, выдвинул в 1957 году немецкий востоковед К. Виттфогель. В 1965 американский антрополог Э. Босерап сформулировала положение о росте народонаселения как главную предпосылку становления государства. Она исходила из того, что демографический рост приводит к необходимости дальнейшей интенсификации земледельческого хозяйства, а это, в свою очередь, становится причиной дифференциации социальных статусов, совершенствования организации управления и генезиса государства. Отчасти эта идея перекликается с «ограничительной» теорией американского исследователя Р. Карнейро (1970), связывавшего возникновение государства с ростом населения и усилением конкуренции за ресурсы, приводящими к умножению конфликтов, для разрешения которых создаётся политическая иерархия. Американские исследователи М. Уэбб (1975) и К. Экхольм (1977) разрабатывали «торговую» модель генезиса государства, основанную на том, что торговля на большие расстояния приводит к усилению власти правителей, контролировавших редистрибутивную сеть, то есть повышает их престиж и влияние на подданных.

Теория раннего государства разработана нидерландским антропологом Г. Дж. М. Классеном и чешским исследователем П. Скальником, которые различали три типа ранних государств: зачаточное, типичное и переходное. Зачаточное государство отличается от типичного доминированием клановых связей, отсутствием кодифицированного права и специальных судебных органов, примитивным аппаратом управления, существующим за счёт доли собираемой дани и редистрибуции, размеры которых строго не определены. Для переходного типа характерно преобладание назначаемых должностей в административном аппарате, чиновники получают жалованье, и эта система выплат доминирует над кормлениями, право кодифицировано и все правовые вопросы решаются судейским аппаратом, функционирует регулярное налогообложение.

В политической антропологии сформулированы также два основных взаимоисключающих взгляда на возникновение раннего государства: интегративный и конфликтный. Согласно первому, государство возникает вследствие организационных нужд, с которыми вождество не может справиться. При этом государственная власть имеет консенсуальный, а не насильственный характер и основывается на сакральной идеологии (Э. Р. Сервис). Конфликтный подход исходит из того, что государство - это средство для предотвращения конфликтов между социальными группами в борьбе за обладание ресурсами жизнеобеспечения и, в конечном счёте, для стабилизации стратифицированного общества (М. Фрид). Иными словами, конфликтный подход объясняет генезис государства, исходя из отношений эксплуатации, классовой борьбы, войны и межэтнического доминирования. Интегративный подход представляет государство как политическую систему с более сложной, чем в вождестве, экономической и социальной инфраструктурой. Среди признаков, свидетельствующих о становлении государства, обычно рассматривают высокоразвитые и специализированные ремесло и торговлю, крупное монументальное строительство (дворцы, храмы, гробницы и так далее), появление городов, письменности и кодифицированного права. В действительности и интеграция, и конфликт одновременно участвуют в генезисе государства.

Имеются теории, отрицающие ценность государства в принципе, предлагающие отказаться от государства вообще и заменить какой-либо системой негосударственного самоуправления людей. Такие теории получили общее наименование анархизма.

В целом объяснение причин возникновения государства и его природы требует интеграции разнообразных научных подходов, объясняющих сущность проблемы во всём многообразии её проявлений в реальной жизни.

Лит.: lowie К. П. Origin of the state. N. Y., 1927; Fried М. The evolution of political society: an essay in political anthropology. N. Y., 1967; Kräder L. Formation of the state. Englewood Cliffs. L., 1968; Carneiro R. А theory of the origin of the state // Science. 1970. Vol. 169. Р. 733-738; Ancient civilization and trade. Albuquerque, 1975; Service Е. Origins of the state and civilization. N. Y., 1975; The early state / Ed. Н. J. М. Claessen, Р. Skalnik. The Hague, 1978; Wittfogel К.А. Oriental despotism. N. Y.; L., 1981; Куббель Л. Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1988; Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1994; он же. Государствоведение. М., 2000; Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности / Отв. редактор В. А. Попов. М., 1995; Ideology and the formation of early states / Ed. Н. J. М. Claessen, J. G. Oosten. Leiden, 1996; Saward М. The terms of democracy. Oxf., 1998; Кочакова Н. Б. Раннее государство и Африка. М., 1999; Автономов А. С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. М., 1999; Баландье Ж. Политическая антропология. М., 2001; Во serup Е. The conditions of agricultural growth. New Brunswick, 2005; Skach С. Borrowing constitutional designs: constitutional law in Weimar Germany and the French Fifth Republic. Princeton, 2005; Нерсесянц В. С. Философия нрава. 2-е изд. М., 2006.

А. С. Автономов, В. А. Попов.

Связанные статьи