Акты Гражданского Состояния

АКТЫ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ, действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. В Российской Федерации согласно Федеральному закону «Об актах гражданского состояния» (1997 год) государственной регистрации подлежат нижеследующие акты гражданского состояния: рождение, заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть. Государственная регистрация производится органами записи актов гражданского состояния (ЗАГС), которые образуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Орган ЗАГС составляет соответствующую запись и выдаёт на её основе свидетельство о государственной регистрации акта надлежащей формы. Акты гражданского состояния, совершённые по религиозным обрядам до образования или восстановления органов ЗАГС, приравниваются к актам, совершённым в органах ЗАГС в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством, и не требуют последующей государственной регистрации. Сведения, ставшие известными работнику органа ЗАГС в связи с государственной регистрацией актов гражданского состояния, относятся к конфиденциальной информации и разглашению не подлежат.

В случае утраты свидетельства орган ЗАГС, в котором хранится первый экземпляр записи, выдаёт повторное свидетельство; право на его получение имеют: лицо, в отношении которого была составлена запись; родственник умершего или другое заинтересованное лицо; родители (лица, их заменяющие) или представитель органа опеки и попечительства, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия; иное лицо в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего право на получение повторного свидетельства.

За государственную регистрацию соответствующего акта гражданского состояния взимается государственная пошлина.

Орган ЗАГС вправе отказать в государственной регистрации акта гражданского состояния в случаях, если регистрация противоречит закону; представленные документы не соответствуют требованиям закона или иных нормативных правовых актов. Отказ может быть обжалован заинтересованным лицом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, или в суд.

Осуществление деятельности по регистрации актов гражданского состояния российских граждан, находящихся за границей, возложено на консулов Российской Федерации. В соответствии с законодательством в этих случаях при разрешении вопросов регистрации актов гражданского состояния применяются положения международных договоров с участием Российской Федерации, консульских конвенций и договоров о правовой помощи, заключённых Российской Федерацией с другими государствами.

Документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершённых вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующего иностранного государства в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации. Для России с 31.5.1992 вступила в силу Гаагская конвенция от 5.10.1961, отменившая требование легализации иностранных официальных документов.

Смотри также о консульских браках в статье Брак.

Л. Б. Максимович.

Связанные статьи