Александр Афродисийский

АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ (Αλ?ξανδρος о  ?φροδισιε?ς - из города Афродисиада в Малой Азии), древнегреческой философ, глава перипатетической школы в Афинах между 198 и 209 годами. Приобрёл в древности репутацию наиболее авторитетного комментатора Аристотеля: позднейшие авторы ссылаются на него просто как на «Комментатора» и «второго Аристотеля». Сохранились комментарии Александра Афродисийского к «Метафизике» (книги 1-5), 1-й «Аналитике» (книга 1), «Топике», «Метеорологии», «Об ощущении»; комментарии к физическим и логическим сочинениям Аристотеля утрачены и известны по цитатам. До нас дошёл также ряд кратких оригинальных философских трактатов Александра Афродисийского: «О душе», «О судьбе» (посвящён императору Септимию Северу), «О смешении», «О провидении» (сохранился только в арабском переводе), а также многочисленные дискуссионные тексты в жанре философских и медицинских «проблем», частью неподлинные.

Александр Афродисийский завершает чисто перипатетическую традицию аутентичного подхода к философии Аристотеля, восходящую к Андронику Родосскому в 1 веке до нашей эры и следовавшую принципу «истолковывать Аристотеля на основании Аристотеля», т. е. без привнесения стоических, платонических и т.п. элементов (позднейшие комментаторы Аристотеля, начиная с Порфирия, были неоплатониками и стремились согласовать учения Платона и Аристотеля). Основными философскими оппонентами Александра Афродисийского были стоики и платоники. В метафизике Александр Афродисийский был близок к номинализму, отрицая возможность существования родов и видов «отдельно» от единичных вещей, но в то же время считая их реально существующими в самих вещах; общие понятия образуются рассудком путём абстрагирования. Вслед за Андроником Родосским Александр Афродисийский определял душу как смесь материальных элементов, признавая, таким образом, её смертность: этот его тезис получил широкую известность в эпоху Возрождения. Наиболее влиятельной теорией Александра Афродисийского в истории европейской философии оказалась его интерпретация «активного интеллекта» в трактате Аристотеля «О душе» (книга 3, глава 5) как божественной сущности, тождественной с неподвижным перводвигателем. Провидение, согласно Александру Афродисийскому, осуществляется через вращение небесных сфер и имеет своей целью увековечение видов, будучи равнодушно при этом к судьбе индивидов.

Реклама

Изд.: Commentaria in Aristotelem Graeca. В., 1883-1901. Vol. 1-3; Supplementum Aristotelicum / Ed. by I. Bruns. В., 1887-1892. Vol. 2. Pt. 1-2; О смешении и росте / Пер. и прим. М. А. Солоповой // Философия природы в античности и в средние века. М., 1999. Ч. 2.

Лит.: Sharpies R. W. Alexander of Aphrodisias: scholasticism and innovation // Aufstieg und Niedergang der Romischen Welt. 2. В.; N.Y., 1987. Р. 1176-1243 (bibl.); Mo raux Р. Der Aristotelismus bei den Griechen. В.,    2001. Bd 3: Alexander von Aphrodisias. См. также литературу при ст. Аристотелизм.

А. В. Лебедев.