Александр Александрийский

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (? Αλεξ?νδρει?ς Αλ?ξανδρος) (около 250 - апрель 326 или 328), святитель, архиепископ (патриарх) Александрийский (с 312). Представитель александрийской школы (в богословии). В правление святителя Петра Александрийского (300-311) один из наиболее авторитетных клириков. Став архиепископом, вступил в полемику с пресвитером Арием (смотри Арианство), близким к традициям антиохийской школы (в богословии) и отстаивавшим тезис о тварности Логоса (Сына Божия). Александр Александрийский выдвинул положение: «Святая Троица есть в Троице единица». Однако Арий не разделял утверждения Александра Александрийского о совечности Бога Сына Богу Отцу, которое звучало так: «Всегда Отец, всегда и Сын, вместе Отец, вместе и Сын. Сын... всегда рождается... из Самого Бога». В полемике с Арием Александр Александрийский ещё до Никейского собора формулирует православное учение о единосущии Бога Сына Богу Отцу и предвечном рождении Сына Божия. Учение Александра Александрийского сохранилось в его послании и энциклике у блаженного Феодорита и Сократа Схоластика, а также в речи, приведённой на сирийский язык самим Арием.

В 325 году Александр Александрийский и сопровождавший его в сане диакона святитель Афанасий Великий приняли активное участие в Никейском I Вселенском соборе (смотри Вселенские соборы). Их усилиями был принят Символ веры и осуждено учение Ария. По настоянию Александра Александрийского был принят порядок празднования Пасхи. Сам Александр Александрийский на заседаниях собора сидел рядом с императором Константином Великим, под соборными актами подпись Александра Александрийского стоит сразу после подписей папских легатов.