Алексий (Человек Божий)

АЛЕКСИЙ, человек Божий (греческий ‘Αλ?ξιος о ?νθρωπος του Θεο?) (? - около 411), преподобный, один из наиболее почитаемых христианских святых. По древнейшей сирийской версии, Алексий родом из знатной римской семьи. Перед венчанием оставил свою невесту, сел на корабль, доставивший его в Селевкию Сирийскую, откуда Алексий попал в Эдессу. Там он раздал все деньги, облёкся в рубище и поселился на паперти храма. Слуги отца, посланные на поиски Алексия, не узнали его в нищенских одеждах. Проведя в посте и молитве 17 лет, Алексий скончался в приюте для бездомных и был погребён в общей могиле. Епископ, узнавший историю «человека Божия», распорядился с почестями перезахоронить тело святого, но оно чудесным образом исчезло. Согласно более позднему греческому житию, Алексий, скрываясь от почитания, сел на корабль, отправлявшийся из Эдессы в Тарс, но, застигнутый бурей, оказался в Риме. Посчитав это знаком Божиим, Алексий попросил приюта в доме своих родителей, не узнанный ими. Снося оскорбления слуг, слыша рыдания матери, Алексий 17 лет прожил в аскетических подвигах, перед смертью составил своё жизнеописание. В день кончины Алексия в храме в присутствии архиепископа и двух императоров из алтаря раздался голос: «Ищите человека Божия! Пусть он помолится о граде». Так было обнаружено тело Алексия и его жизнеописание, из которого и родители узнали о своём сыне. Мощи Алексия по приказу императора были принесены в храм; по всему городу начались исцеления.

Реклама

АЛЕКСИЙ, человек БожийВ Византии почитание Алексия возникает около 8 века, канон Алексия был составлен в 9 веке преподобным Иосифом Гимнографом (Песнописцем). На Западе почитание Алексия известно с 10 века. В 1216 году в монастыре Святого Вонифатия и Алексия на Авентинском холме (где, по преданию, Алексий венчался накануне своего бегства) было объявлено об обретении мощей Алексия. Там же сохранилось древнейшее изображение святого (8 век). В греческом монастыре Агиа-Лавра в Калаврите (Пелопоннес) хранится глава Алексия, подаренная обители императором Мануилом II Палеологом в 1414 году. На Руси в новгородском храме Святой Софии находилась рука Алексия (согласно сказанию 17 века, похищенная из Рима новгородским купцом). Древнеславянский перевод жития Алексия появился в конце 11 века. В Европе и на Руси Алексий был героем многочисленных духовных стихов. Царь Алексей Михайлович считал Алексия своим небесным покровителем и содействовал широкому почитанию святого.

Древние изображения Алексия сохранились в подземной церкви Сан-Клементе в Риме (11 век), в росписи конхи жертвенника церкви Спаса на Нередице близ Великого Новгорода (1199), фресках Феофана Грека в храме Спаса на Ильине (1378), на алтарной преграде Успенского собора Московского Кремля (1482 или 1514-15).

Дни памяти в православных церквах - 17(30) марта, в Сирии - 3 ноября; в Римско-католической церкви - 16 июля.

Источн.: Адрианова В. П. Житие Алексия, человека Божия, в древней русской литературе и народной словесности. П., 1917; Житие и деяния человека Божия Алексия // Византийские легенды / Вступ. ст., пер., прим. С. В. Поляковой. М., 1994. Лит.: Storey Ch. An annotated bibliography and guide to Alexis studies (La Vie de Saint Alexis). Gen., 1990; Беневич Г. И. Житие преподобного Алексия, человека Божия (преодоление чуждости в контексте церковного предания) // Чужое: опыты преодоления. М., 1998.

А. А. Турилов.