Алеуты
АЛЕУТЫ (самоназвания - унанган, унангас; буквально - жители побережья), один из эскимосско-алеутских народов на северо-западе США и северо-востоке России. Живут в основном на Командорских (село Никольское на острове Беринга) и Алеутских островах, юго-западе Аляски и прилегающих островах.
Численность в России 540 человек (из них 464 человека - в Камчатской области; 2002 год, перепись), США - 2,5 тысяч человек (2000 год, оценка). Относятся к арктической расе. Говорят на алеутском языке, есть носители медновско-алеутского языка. В США говорят также на английском языке, в России большинство перешло на русский язык. Верующие - православные, с 1993 года появились приверженцы Церкви Полного Евангелия (близки к пятидесятникам).
Обособление алеутов от эскимосско-алеутской общности происходило, по-видимому, на Алеутских островах в 6-3-м тысячелетиях до нашей эры. Численность в доконтактный период 12-15 тысяч человек. С середины 18 века испытывали влияние русских, с 1799 года находились под управлением Российско-Американской компании, были обращены в православие, распространились письменность, школьное обучение. В 19 веке часть алеутов была переселена компанией на Командорские острова и острова Прибылова. После перехода Алеутских островов к США (1867 год) американские алеуты находились под управлением военной администрации, с 1915 года - Бюро по делам индейцев.
Реклама
Численность алеутов резко упала в конце 19 - начале 20 веков. В СССР в 1926 году был создан Туземный совет (с 1932 года - Алеутский национальный район, с 1996 года - Алеутский район). До середины 20 века алеуты делились на восточную (уналашкинскую) и западную (аттовскую) группы. Во время 2-й мировой войны (после захвата японцами острова Атка) аттовские алеуты были вывезены американцами на Аляску, в 1946-48 годах возвращены на Алеутские острова (остров Атка). С середины 20 века численность алеутов возрастает, в 1960-е годы в США началось движение за возрождение алеутской культуры, возникла Алеутская лига, входящая в Федерацию коренных народов Аляски, с 1971 года хозяйственными проблемами занимается Алеутская региональная корпорация. Современные алеуты США заняты на котиковых промыслах, работают по найму в рыбоконсервной промышленности. Командорские алеуты занимаются рыболовством и зверобойным промыслом, огородничеством и животноводством. В 1990-х годах возникли Ассоциация алеутов «Анасарко» и Международная ассоциация алеутов.
Основные традиционные занятия - зверобойный промысел и рыболовство. Зимние жилища (до начала 19 века) - полуземлянки, освещаемые и отопляемые жировой лампой, со светодымовым отверстием в кровле, служившим также входом (наверх забирались по бревну с зарубками). У восточных алеутов были известны большие полуземлянки (улагамах, в русской литературе улягам) для большесемейных общин (по 10-40 малых семей). Поселения управлялись вождями (тукух, позднее - туйунах, тоёны) и советами старейшин. Сохранялись элементы материнских и отцовских родовых отношений, полигамия, выкуп и отработки за жену, гостеприимный гетеризм, кросс-кузенный брак, авункулат. К середине 18 века существовали социальная дифференциация, военная организация, домашнее рабство. Традиционная религия - вера в духов, охотничья магия, шаманизм. Практиковалась мумификация умерших.
Основной праздник - зимнего солнцестояния. Ко времени прихода русских были распространены героический эпос, богатырские и мифологические сказки, в том числе из цикла о Вороне. В музыкальном творчестве выделялись близкие к эскимосским врачевательные и семейно-бытовые песни, для которых характерны звукоподражания и вокальное интонирование, опирающееся на речевые формы (диапазон - в пределах квинты). Алеуты Алеутских островов заимствовали у русских наигрыши на балалайке, гармонике, у американцев - танцы в стиле кантри, на Командорских островах распространены кадрили, русский городской романс, частушки (до середины 20 века), исполняемые на алеутском языке под гитару и гармонику. Популярны танцы типа баланс, объединяющие элементы разных традиций.
Были развиты резьба по дереву и кости (украшения, амулеты, фигурки животных и людей, деревянные маски для ритуальных танцев и погребальные), гравировка по кости, узорное полихромное плетение из травы, так называемое шёковое, по технике близкое к ткачеству (циновки, утварь), орнаментальная и сюжетная (изображения животных, бытовые и охотничьи сцены) роспись по дереву (древки дротиков, охотничьи шляпы и др.).
Отличительную черту охотничьего костюма (особенно с середины 18 века) составляли мужские деревянные конические шляпы, надевавшиеся поверх капюшона камлейки: с удлинённым козырьком, украшенные полихромной росписью, резными костяными бляшками, перьями, сивучьим усом и другим; на макушке помещалась костяная фигурка зверя или птицы. Форма и орнамент зависели от социального статуса владельца. Крупные криволинейные орнаментальные мотивы алеутских шляп некоторыми учёными возводятся к древнеберингоморской культуре и через неё к древнему искусству народов нижнего Амура, Восточной и Юго-Восточной Азии, Океании и Австралии.
Лит.: Ляпунова Р. Г. Очерки по этнографии алеутов. Л., 1975; она же. Алеуты: Очерки этнической истории. Л., 1987; Laughlin W.S. Aleuts: Survivors of the Bering Land Bridge. Ν. Y., 1980; Lantis М. Aleut// Handbook of North American indians. Wash., 1984. Vol. 5.
Н. А. Лопуленко, Н. А. Татаренкова; В. И. Лисовой (устное творчество).