Алтарный Образ

Собор Святого Марка в ВенецииАЛТАРНЫЙ ОБРАЗ, художественное произведение в системе алтаря в Римско-католической церкви. Располагается обычно над алтарным престолом либо за ним (реже - перед ним) и изображает персонажей и сюжеты Священного Писания и святых; может включать в себя, помимо живописи, круглую скульптуру, рельеф, элементы декора. Иногда алтарный образ называют просто алтарём. Ранние алтарные образы имели вид прямоугольного панно; к этой форме восходит знаменитая «Пала д’Оро» (работы константинопольских мастеров 10 века) в соборе Святого Марка в Венеции, украшенная драгоценными камнями и сохранившая даже после переделок 12-14 века некоторые черты византийского иконостаса. Будучи произведением архитектуры малых форм (зависящим от архитектуры храма), алтарный образ может быть одночастным или многочастным (диптих, триптих, полиптих), включать верхний балдахин (киворий) и нижнюю, горизонтальную часть (пределлу - в итальянском искусстве с начала 14 века). В итальянском искусстве в центральной части алтарного образа помещалась, как правило, Мадонна (или святой покровитель), на створках - различные святые и сакральные сцены («Маэста» Дуччо ди Буонинсенья для собора в Сиене, 1308-11; произведения Пьеро делла Франчески, А. Мантеньи, Дж. Беллини, Фра Анджелико и др.). В искусстве Северного Возрождения (Нидерланды, герм, государства), начиная с 14 века, алтарный образ состоял из многих подвижных частей: его боковые створки, закрытые в будни, раскрывались в праздничные дни; сочетание живописи со скульптурой или имитирующей её гризайлью усиливало эффект «явленного чуда» («Гентский алтарь» Я. ван Эйка, произведения Рогира ван дер Вейдена, Х. Мемлинга, Х. ван дер Гуса, А. Дюрера, «Изенгеймский алтарь» М. Грюневальда, 1512-15). В Испании в тот же период оформился тип ретабло (высокого, многоярусного комплекса алтарного образа). С 16 века форма алтарного образа упрощается: он становится алтарной картиной (у Рафаэля, Тициана, П.П. Рубенса, М. Караваджо, Ф. Сурбарана и многих др.) или скульптурным произведением («Экстаз свыше Терезы» Дж. Бернини для капеллы Корнаро в церкви Санта-Мария делла Виттория в Риме, 1644-1652). Иногда алтарный образ заменяет алтарная фреска («Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане, 1536-41). Позднее различие между собственно алтарным образом и религиозной картиной (или скульптурой) постепенно исчезает. Смотри также Заалтарный образ (в византийских и православных храмах), Икона, Складень.

Реклама

Алтарная часть собора Св. Марка в Венеции. В центре - «Пала д’Оро». 976 (частично переделана в 1105, 1209 и 1342-45).

Лит.: Hager Н. Die Anfange des italienische Altarbildes. Miinch., 1962; Lane В. G. The altar and the altarpiece: sacramental themes in early netherlandish painting. N. Y., 1984; The altarpiece in the Renaissance / Ed. by М. Kemp. N. Y., 1990; Бельтинг Х. Образ и культ. М., 2003.    В. А. Кулаков.