Алтарь
АЛТАРЬ [латинский altar (altare, множественное число altaria)], священное место жертвоприношения.
В архаических и языческих религиях обычно природное или искусственное возвышение (из камня, земляная насыпь), реже - углубление или выделенное какое-либо ровное место. Как правило, представлял собой символический центр поселения или жилища. Иногда алтарем служили особо почитаемые природные объекты. Одним из прообразов алтаря был домашний очаг. Древнейшими алтарем можно считать палеолитические жертвенники (хранилища медвежьих черепов в Драхенлохе; возможно, ямы с женскими статуэтками и другими предметами Костёнковских стоянок и т.п.). С развитием культовой архитектуры в поселениях Древнего Востока эпохи неолита - раннего бронзового века становятся известны алтари в виде возвышений, иногда - со специфическим оформлением (скульптура, бычьи рога и т.п.), в сочетании с ритуальными очагами и др. В очертаниях древнеегипетских алтарей нередко воспроизводился иероглиф с условным изображением хлеба на циновке, означающий жертвоприношение (алтарь из розового гранита в храме бога Амона-Ра в Карнаке, 2-я половина 15 века до нашей эры), также известны массивные каменные сооружения с торжественным подъёмом по пандусам или широким лестницам (алтарь на верхней террасе заупокойного храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари, начало 15 века до нашей эры). В брахманистских текстах («Шатапатха брахмана», около 12-8 века до нашей эры) описано устройство алтаря, имеющего в плане очертания сокола с распростёртыми крыльями и предназначавшегося для ритуала жертвоприношения Соме. На рельефах и печатях ахеменидского Ирана (в том числе из Персеполя, 6—4 века до нашей эры) изображены ступенчатые алтари, где возжигался священный огонь (подобные алтари найдены на юго-западе страны).
Реклама
В Древней Греции эллинистического периода и в Древнем Риме сооружались монументальные алтари с колоннадами, лестницами, мраморными рельефами, посвящённые богам (Большой алтарь Зевса в Пергаме, около 181-159 до нашей эры), героям, обожествляемым императорам (Алтарь мира в Риме, 13-9 век до нашей эры). Витрувий (1 век до нашей эры) указывал, что алтарь надлежит ориентировать на восток. Небольшие алтари в форме колонки или столпообразного постамента предназначались для воскурения фимиама, иногда снабжались посвятительными надписями, в некоторых случаях - рельефными изображениями донаторов.
Неолитический алтарь. Мальта.
В древнем и средневековом Китае алтарь служил местом вознесения молитв Небу и Земле, имел форму круглой или квадратной в плане многоступенчатой террасы (на горе Тайшань, период Хань; беломраморный алтарь «Храма неба» в Пекине, 1530). Алтарь буддийского храма символически связан с космической горой Меру (иногда изображает её), представляет собой возвышение со статуями божеств и подношениями в виде благовоний, зажжённых свечей, цветов.
В библейской традиции. В Священном Писании словом «алтарь» (в том числе в славянских переводах) обозначается специально созданное возвышение для принесения на нём жертв Всевышнему (2 Пар. 26:16; Пс. 50:21, 83:4 и др.). Согласно библейским текстам, в храме Соломона находился медный алтарь для всесожжений и «золотой жертвенник» для воскурений (2 Пар. 4:1; Исх. 30:1-5, 37:25-28; 3 Цар. 7:48).
В христианской традиции. В западной традиции словом «алтарь» обычно называется стол для принесения евхаристической Жертвы - престол, в православной восточной - термин закрепился за той частью храма, где находится престол и которая называется также алтарным пространством. Раннехристианские алтари имели форму стола (настенное изображение в катакомбах Святого Калликста в Риме, 3 век), полого куба над почитаемыми реликвиями, также каменного блока. В базилике Святого Петра в Риме был установлен серебряный, украшенный драгоценными камнями алтарь с пирамидальным киворием на 4 колоннах (дар императора Константина, 4 в.).
В интерьере православной церкви алтарь всегда расположен в восточной половине храма, ближе к апсиде, часто на возвышении, к которому из наоса ведут одна или несколько ступеней. Уже с 3 века алтарь стали ограждать низким барьером, из которого впоследствии образовалась алтарная преграда, в поздневизантийской и русской традиции развившаяся в иконостас. В католической традиции главный, так называемый высокий, алтарь располагается на возвышении в восточной оконечности храма (обычно в апсиде), дополнительный - в боковых капеллах, под сенью или в нише. Наибольшее развитие формы алтаря получают в эпоху барокко, отличаясь монументальностью (киворий над высоким алтарем в соборе Святого Петра в Риме, архитектор Дж. Бернини, 1623-34), нередко образуя единое целое с алтарным образом и архитектурным обрамлением (например, в работах братьев Азам).
Алтарь в монастырской церкви Святых Ульриха и Афры в Аугсбурге. 17-18 век
В пространстве алтаря, кроме свыше престола, над которым может устраиваться надпрестольная сень (в Христа Спасителя храме в Москве - в форме шатровой церкви), обязательно вдоль дуги апсиды располагается одно- или многоступенчатая скамья (синтрон, славянское сопрестолие) с епископским местом посередине (кафедра, горнее место). У горнего места обычно расположены семисвечник, запрестольные крест и образы. В предалтарной части, вдоль боковых (диаконских) и центральных (святых, царских) врат, проходит дорожка-солея (в ранне- и средневизантийском храмах располагалась не поперёк оси храма, перед алтарем, а соединяла алтарь с амвоном, находившимся в центре храма). С севера к алтарю примыкает жертвенник - помещение, в котором совершается проскомидия, а с юга - диаконник (или ризница), в котором хранятся литургические облачения и богослужебные книги. В византийских и западноевропейских традициях под алтарем могла находиться крипта, на Руси иногда устраивался подклет. Стены алтаря и сводчатые завершения апсид принято украшать мозаиками или фресками. В протестантских церквах - один алтарь. С 17 века распространяются ярусные сооружения с алтарем и проповеднической кафедрой или органом над ним.
По канонам православной церкви в пространство алтаря разрешается входить только священно- и церковнослужителям, но на практике делается исключение для помогающих в алтарь мужчин (в женских монастырях - для немолодых монахинь). Правом причащаться в алтаре обладают только епископы, пресвитеры и диаконы, а также православные цари. В символических толкованиях православного храма алтарь уподобляется небу, раю, Святая святых ветхозаветного храма; особое почитание алтаря связано с тем, что это - место совершения евхаристии.
В современный церковной архитектуре западно-христианских конфессий заметна тенденция к простоте и строгости оформления алтаря (в проектах А. Аалто, Ш. Лe Корбюзье и др.). В 19 - начале 20 века тема античного алтаря использовалась в проектах некоторых монументов (памятник Виктору-Эммануилу II с Алтарём отечества в Риме, архитектор Дж. Саккони, 1885— 1911).
М. С. Желтов, А. Н. Шукурова.
Лит.: Braun J. Der christliche Altar in seiner geschichtlichen Entwicklung. Munch., 1924. Bd 1-2; Kramrisch S. The Hindu temple. Calcutta, 1947. Vol. 1-2; Yavis С. G. Greek Altars... St. Louis, 1949; Heimann К. Der christliche Altar. Arendsberg, 1954; Mylonas G.Е. Mycenaean religion: temples, altars and temene. Athens, 1977; Чукова Т.А. Алтарные преграды в зодчестве домонгольской Руси // Литургия, архитектура и искусство византийского мира. СПб., 1995; Беляев Л. А. Христианские древности. СПб., 2000.