Альтдорфер Альбрехт

АЛЬТДОРФЕР (Altdorfer) Альбрехт (около 1480, Регенсбург - 12.2.1538, там же), немецкий живописец и график. Сын живописца Ульриха Альтдорфера (около 1468-91 годов). С 1519 года входил в состав регенсбургского магистрата, с 1526 года - исполнял обязанности городского архитектора.

АЛЬТДОРФЕР Альбрехт Среди ранних работ Альтдорфера важное место занимают перовые рисунки, обладающие не только эскизно-подготовительным, но и самоценным художественным значением («Самсон и Далила», 1506 год; «Моление о чаше», 1509 год, и др.). Написанные вольным штрихом, они наглядно выражают «романтический» темперамент мастера. Во многих произведениях Альтдорфера главную роль исполняет первозданная природа: так, в картине «Битва Святого Георгия с драконом» (1510 год, Старая пинакотека, Мюнхен) густая чаща, вздымаясь словно зелёное море, почти поглощает фигурку воина. Таинственной стихийностью проникнуты также «Пейзаж с мостиком» (около 1518 года, Национальная галерея, Лондон) и «Дунайский пейзаж» (1520-е годы, Старая пинакотека, Мюнхен), которые считаются первыми самостоятельными пейзажами в европейском искусстве (оба, подобно миниатюрам, написаны на пергаменте). Во многом именно благодаря этому ландшафтному чутью (проявившемуся и в рисунках) Альтдорфера принято считать наиболее ярким представителем дунайской школы.

Реклама

Замечательны и его лучшие алтарные образы: «Отдых на пути в Египет» (около 1510 года, Государственный музей, Берлин), 16-частный алтарь со Страстями Христовыми (для аббатства Санкт-Флориан, 1509-1518 годы), «Рождество Богоматери» (1520-1522 годы, Старая пинакотека, Мюнхен). Фигуры в них обычно безлики и аморфны, однако колорит достигает удивительной эмоциональности и силы: краски словно загораются изнутри, то ярко вспыхивая, то тлея во тьме. В «Битве Александра Македонского с Дарием» (1528-1529 годы, Старая пинакотека, Мюнхен) эта манера обретает эпическое величие: событие древней истории уподоблено тут космической катастрофе, порождающей Землю из огненной лавы.

Талант Альтдорфера-декоратора проявился в ксилографиях для «Триумфальной арки императора Максимилиана» и других графических работах, созданных около 1512 года по императорскому заказу, а также в архитектурных деталях его картин (например, в изображении пышного дворца в «Истории Сусанны», 1526 год, Старая пинакотека, Мюнхен).

Лит.: Winzinger F. А. Altdorfer: Graphik. Miinch., 1963; idem. А. Altdorfer: Die Gemalde. Miinch.; Z., 1975; Велъчинская И.Л. А. Альтдорфер. М., 1977; Altdorfer et le realisme fantastique dans l’art allemand (Exp.). Р., 1984.   

М. Н. Соколов.