Альтернативные Движения
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, протестные движения вне системных общественных и политических структур, выдвигающие различные альтернативы существующим социальным порядкам.
Импульсом к развитию альтернативных движений стали массовые демократические выступления 1960-х годов в США и Западной Европе, положившие начало формированию новых гражданских движений («зелёных», антивоенных, коммунитарных и др.). Принципы их организации уже сами по себе представляли собой альтернативу принципам современной политики и экономики, основанным на управлении человеком со стороны бюрократии и менеджмента, корпораций. Альтернативные движения культивируют равноправные неформальные отношения, стремление к преобразованию общественной среды человека в соответствии с его социальными предпочтениями и через активную деятельность в самых многообразных формах.
Идеология альтернативизма разнообразна, не имеет чётких канонов и общепризнанных авторитетов. Она формировалась под влиянием антиавторитарного направления в марксизме (смотри Франкфуртская школа), анархизма и различных духовно-религиозных учений. Движения выступают за прямую демократию, широкое самоуправление и гражданские права, которые противопоставляются капиталу и бюрократическому государству, особенно его репрессивному аппарату.
Реклама
В альтернативных движениях выделились два типа действия: радикальный, ориентированный на прямое столкновение с существующим режимом, «системой», и умеренный, который реализуется в мирной конструктивной работе по созданию очагов альтернативного общества, прежде всего альтернативных поселений.
Существенным элементом тактики альтернативных движений является захват пустующих помещений для организации сквоттов - городских коммун, многие из которых превращаются в центры альтернативной жизни и культуры. Поскольку сквоттерство незаконно, вокруг сквоттов вспыхивают столкновения радикалов и полиции, подобные тем, что произошли в 1980 году в Кройцберге (Западный Берлин). Крупнейший из существующих сквоттов - община Христиания в Копенгагене, созданная хиппи в 1971 году на месте брошенных казарм и после неоднократных столкновений легализованная в 1976 году. В Христиании существуют полное самоуправление и собственная экономика (в частности, производство велосипедов).
В конце 1990-х годов возникло так называемое антиглобалистское движение, выступающее против капиталистической глобализации. Антиглобалисты сопровождают крупнейшие форумы мировой политической и деловой элиты конфронтационными акциями протеста, а также проводят «альтернативные» форумы, на которых обсуждают возможности демократического решения важнейших глобальных проблем.
Эволюционным путём развиваются альтернативные поселения, которые создаются как синтез достижений современной цивилизации и возрождения общинного уклада. От традиционного общества поселения унаследовали простоту быта, сведение воздействия на природу к минимуму, размеренный порядок жизни, общинную солидарность и самоуправление. С современным обществом их связывает информационная насыщенность жизни, коммуникационная связь со всем миром и интеллектуальный динамизм.
Создание альтернативных поселений связано с различными мотивациями: духовными исканиями, социальным экспериментированием и гражданскими инициативами, направленными на решение конкретных задач. Духовную общину Финдхорн в Шотландии основала в 1962 году небольшая семья богоискателей. Постепенно Финдхорн вырос в общину, которая состоит из нескольких сотен членов и гостей, живущих за счёт сельского хозяйства и туризма.
Пример социального экспериментирования - «Ферма» (США), основанная хиппи (300 человек). Когда её численность выросла к 1980 году до 1,5 тысячи человек, выяснилось, что столько людей, склонных к образу жизни хиппи, не могут жить рядом. Постепенно «Ферма» вернулась к первоначальной численности. Российская альтернативная община «Китеж» возникла как сообщество приёмных семей (проект реабилитации сирот). В ней сложились общинное самоуправление, своеобразный социально-экономический и бытовой уклад, по некоторым параметрам приближающийся к городскому и включающий разветвлённую систему коммуникаций с внешней средой. Всего в мире насчитывается несколько сотен альтернативных поселений и инициатив - и не только в Европе и Америке: крупное поселение Ауровиль, например, возникло в 1968 году в Индии.
В современном обществе альтернативные движения и поселения представляют собой своего рода социальную лабораторию человечества, значение которой может возрасти в случае кризиса и деструкции существующих социальных систем. В то же время сами альтернативные движения подвержены влиянию финансово-экономической, административной и иных структур, альтернативой которым стремятся выступать.
Лит.: Панкова Л. Н. Идейные истоки современных альтернативных движений, опыт рациональной реконструкции. М., 1991; Diggers and drimmers: the guide to communal living. Sheffield, 1991; Альтерглобализм: теория и практика «антиглобалистского движения». М., 2003.
А. В. Шубин.