Альтюссер Луи
АЛЬТЮССЕР (Althusser) Луи (16.10.1918, Бирмандрейс, Алжир - 22.10.1990, Париж), французский философ и политический деятель, идейный лидер одной из влиятельных в 1960-70-е годы школ неомарксизма. С 1930 года во Франции. В 1939 году был мобилизован, в июне 1940 года попал в немецкий плен (сохранился его дневник военнопленного 1940-45 годов). В 1948 году окончил Эколь нормаль в Париже, где преподавал до 1980 года; круг его учеников образовал так называемую школу Альтюссера. Вступив в 1948 году во Французскую КП (ФКП) и став членом её ЦК, до конца 1970-х годов оставался в её рядах, когда объявил о «всеобщем кризисе марксизма» и подверг публичной критике политическую практику ФКП. Развивавшаяся депрессия приняла характер острого душевного расстройства, в состоянии которого Альтюссер16.11.1980 задушил свою жену Элен. С этого момента он находился в психиатрической клинике, не прекращая, однако, литературных занятий.
Альтюссер стремился изложить марксизм в соответствии с господствующей научно-философской парадигмой своего времени - прежде всего со структурализмом, а также психоанализом. В опубликованных в 1965 году в Париже книгах «За Маркса» («Pour Marx») и «Читать "Капитал"» («Lire "Le Capital"», vol. 1-2) Альтюссер и его соратники включились в начатую К. Леви-Стросом критическую кампанию против сартровского гуманизма и историцизма. Считая, что с 1845 года К. Маркс «радикально порывает» с проблематикой человека вообще (не только в её фейербаховском изводе) и претензиями гуманизма как такового, Альтюссер провозглашает «теоретический антигуманизм» «исходным пунктом марксистской философии» («Pour Marx», р. 238). Размежевание с гуманизмом было неразрывно связано у Альтюссера с низвержением неомарксистского историцизма Д. Лукача и А. Грамши. Экономический базис Альтюссер рассматривает как несознаваемую, организованную по принципу дуальных оппозиций структуру, определяющую все общественные явления, в том числе идеологию, подобно тому, как, согласно Ф. де Соссюру, скрытая и несознаваемая структура языка определяет речь. Идеология понимается Альтюссером в духе психоанализа 3. Фрейда и Ж. Лакана как подлежащая дешифровке манифестация бессознательного, как присущая всякому человеческому обществу, в том числе и бесклассовому, «неизменная» по своей структуре «система ошибок и обмана», необходимых для обеспечения жизненно важного единства социальной структуры.
Реклама
Признавая большое значение категории тотальности в теоретическом наследии К. Маркса, Альтюссер возводил её к сочинению «О духе законов» Ш. Л. Монтескьё. Однако, по существу, его понимание целостности восходит к Б. Спинозе (его философию он считал «беспрецедентной теоретической революцией... всех времён»), к нему же восходит и различение Альтюссера «объектов знания» и «реальных объектов», а также концепция «структурной причинности» (переложение на язык структурализма учения Спинозы о Боге как «причине самого себя») и др.
Своей критической точки структуралистский неомарксизм Альтюссера достиг в период студенческих выступлений в мае 1968 года, после чего он постепенно сошёл со сцены.
Соч.: Lenine et la philosophie. Р., 1969; Elements d’autocritique. Р., 1974; Positions. Р., 1976; L’avenir dure longtemps, suivi de Les faits. Р., 1992; Ecrits philosophiques et politiques. Р., 1994-1995. Vol. 1-2.
Лит.: Андерсон Я. Размышления о западном марксизме. М., 1991; Boutang Y.М. L. Althusser, une biographie. Р., 1992; Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999.
С. Н. Земляной.