Амбивалентность
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от латинского ambo - оба и valentia - сила), противоречивая двойственность, одновременное сосуществование в сознании человека противоположных отношений, чувств, установок, оценок одного и того же объекта, проявляющихся в его поведении. Термин введён Э. Блейлером (1911 гшод) как один из ключевых признаков шизофрении.
В индивидуальной психике амбивалентность проявляется двойственностью чувств, желаний и переживаний, сосуществованием в глубинной структуре личности противоположных эмоциональных установок (например, любви и ненависти к одному и тому же объекту). Одна из противоположных установок при этом вытесняется в подсознание, воздействуя на поведение человека. Блейлер выделил 3 вида амбивалентности: эмоциональную - одновременное существование позитивных и негативных чувств к одному человеку; волевую - наличие двойственных импульсов, мешающих принятию решения (амбитендентность); интеллектуальную - приверженность индивида идеям противоположного содержания. По 3. Фрейду, человеческая психика обладает изначальной двойственностью, которая обусловлена противоположностью инстинкта смерти (Танатоса) и инстинкта жизни (Эроса).
Реклама
В отличие от амбивалентности у здоровых людей, патологическая амбивалентность не преодолевается выработкой единого, цельного отношения к объекту, а проявляется противоречивыми и быстро меняющимися личностными реакциями, непоследовательностью мышления, неадекватным поведением.
В социологии амбивалентность рассматривается как социальное явление, истоки которого лежат в противоречивости системы ценностей человека, в неоднозначности его отношения к себе, другим людям, окружающему миру. Глубокий анализ амбивалентности дан Р. К. Мертоном, который вычленил несколько социальных типов амбивалентности, связанных со множеством функций, выполняемых личностью, конфликтом между разными статусами, присущими одной и той же личности, противоречивостью социальных ролей индивида, одновременным наличием в обществе ценностей из разных культур, конфликтом между социальной структурой и системой культурных ценностей, присутствием в любом обществе людей, принадлежащих одновременно к нескольким культурам с различными ценностями.
Р. К. Мертон применил категорию «амбивалентность» к анализу конфликтов норм, присущих науке как социальному институту ввиду исходной амбивалентности самих ценностных образцов, которым следуют учёные (например, универсализм и иерархия авторитета).
Лит.: Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1925; Merton R. Sociology of science. Chi., 1973; Bauman Z. Modernity and ambivalence. Oxf., 1991.
Л. Г. Титаренко, В. Г. Остроглазов.