Анализ
АНАЛИЗ (греческий ?ν?λυσις - разделение целого на его составляющие), важнейшее понятие в философском учении о методе, вошедшее в употребление в греческой философии и математике. Здесь был разработан ряд подходов, определивших последующую историю развития анализа, из которых важнейшими являются метод определения Сократа, метод деления и выдвижения гипотез Платона, а также методология научного исследования и доказательства, предложенная в «Аналитиках» Аристотеля. Последний, ссылаясь на практику решения задач на построение в геометрии, называет анализ поиском «простых и наилучших» средств, необходимых для достижения некоторой цели («Никомахова этика», III, 5, 1112b 20-22). Свою классическую формулировку этот метод получает в «Математическом собрании» Паппа Александрийского: исходя из того, что уже есть, отыскивается то, результатом чего оно является, достигая затем первого по порядку. Анализу противопоставляется здесь синтез, который, исходя из достигнутого в результате анализа и располагая в естественном порядке выводы из предшествующего, достигает искомой вещи. В обобщённом виде анализ в греческой мысли можно охарактеризовать как возвращение к причинам и принципам, лежащим в основании некоторого предмета или явления. Такое понимание анализа сохранялось на протяжении всего Средневековья.
Реклама
В Новое время этот тип анализа дополняется другим, состоящим в нахождении элементарных составляющих какого-то целого (ранний его вариант встречается уже у мыслителей 12-13 века - Р. Гроссетеста и Р. Бэкона). Правила анализа и обратной процедуры синтеза такого рода сформулированы Р. Декартом в «Рассуждениях о методе», а затем обобщены в «Логике» А. Арно и П. Николя. Все методы здесь разделены на два: «Один предназначен для того, чтобы открывать истину, - он называется анализом или методом разложения и может быть назван также методом нахождения, другой служит для того, чтобы излагать её другим, когда мы её уже нашли,- он называется синтезом или методом сложения и может быть назван также методом доктрины» («Логика, или Искусство мыслить», М., 1991 год, страница 306).
Г. В. Лейбниц, ставший наряду с И. Ньютоном основоположником современного математического анализа, сформулировал принцип, согласно которому любое суждение является истинным постольку, поскольку его предикат (Р) уже каким-то образом содержится в субъекте (S), что может быть установлено путём анализа субъекта. И. Кант ограничил сферу действия этого принципа Лейбница, введя в «Критике чистого разума» различие аналитических и синтетических суждений.
В аналитической философии языка получает развитие третий тип анализа - интерпретативный и трансформирующий анализ, предполагающий наличие определённого концептуального каркаса, в терминах которого осуществляется интерпретация того, что анализируется. Процесс интерпретации может сопровождаться при этом трансформацией, необходимой для использования возможностей данного концептуального каркаса. Примером раннего использования интерпретативного анализа может служить аналитическая геометрия Декарта, в которой для более простого разрешения геометрических проблем использовался язык алгебры и арифметики. В рамках аналитической философии языка был развит целый ряд различных интерпретативных анализов, важнейшими из которых являются логический анализ суждения, переводящий его в корректную логическую форму; метафизический анализ, направленный на выявление метафизических допущений определённых суждений; лингвистический анализ; метод экспликации Р. Карнапа (уточнение неопределённого или не вполне точного общеупотребительного понятия с целью замещения его более точным понятием) и др.
Помимо философского понятия анализа существует множество различных анализов, развиваемых в рамках частных наук: математический анализ, химический, спектральный, лингвистический анализ и другие.
Лит.: Urmson J.О. Philosophical analysis; its development between the two world wars. Oxf., 1956; Hintikka J., Remes U. The method of analysis: its geometrical origin and its genetal synificance. Dordrecht; Boston, 1974; Engfer Н. J. Philosophie als Analysis. Stuttg., 1982; Strawson Р. F. Analysis and metaphysics: an introduction to philosophy. Oxf., 1992.
В. А. Куренной.