Амораи
АМОРАИ (от арам, amar - говорить, толковать, еврейский ???? - оратор, толкователь), 1) в талмудический период: люди, стоявшие рядом с учителем, говорившим на иврите, и повторявшие сказанное в более доступной народу форме на народном арамейском языке. Название «амораи» вытеснило более раннее название этой должности «метургеман» (переводчик). 2) Палестинские и вавилонские учители-талмудисты, жившие в 3-5 века, создатели гемары, участвовавшие в завершении Палестинского (4 век) и Вавилонского (5 век) талмудов. Основное занятие амораев - разъяснение и толкование Мишны и выведение канонизированной Галахи. Созданные амораями тексты стали частью устной Торы. В период амораев имелось два центра религиозно-кодификационного творчества - Палестина (тивериадская, сепфорийская, кесарийская и другие академии)и Вавилония (сурская, негардейская, пумбедитская и другие академии).
Главой палестинских амораев был наси (князь), носивший титул равви (мой учитель); вавилонских амораев возглавлял рав (учитель) или мар (господин). Амораи не были независимы в суждениях и не обладали таким авторитетом, как предшествующее им поколение таннаев.
Между палестинскими и вавилонскими амораями существовали тесные связи, последние признавали безусловный авторитет первых. Смиха (посвящение в сан законоучителя) осуществлялась только в Палестине, и лишь в конце периода амораев (около 360 - около 500) основная роль перешла к амораям Вавилонии. Различными исследователями принято делить палестинских амораев на 3 (или 5) поколений, вавилонских амораев - на 6 (8). Всего амораев насчитывалось около 2 тысяч.
Лит.: Урбах Э. Мудрецы Талмуда. Иерусалим, 1991; Штайнзальц А. Введение в Талмуд. М.; Иерусалим, 1993; Шиффман Л. От текста к Традиции. М.; Иерусалим, 2000.
С. В. Бабкина.