Амплуа
АМПЛУА (французский emploi, буквально - применение), тип ролей, соответствующий психофизическим или сценическим данным актёра. В драматическом театре путь развития амплуа - от типизированных персонажей (масок, аллегорий) к индивидуализированным образам - был связан с эволюцией драматургии и актёрского искусства. Зачатки амплуа имелись в античном и средневековом театре. Итальянская комедия дель арте, где актёры специализировались на исполнении ролей одного постоянного сценического типа, способствовала дальнейшему формированию амплуа. Устойчивые амплуа создал французский классицистический театр 17 века. В России амплуа введены по французскому образцу в 1766 году Указом императрицы Екатерины II. Наиболее распространённые: мужские - любовник, герой, комик, простак, резонёр, фат; женские - комическая старуха, грандам, травести, инженю, героиня, субретка, гранд-кокет и др. Утверждение в сценическом искусстве принципов ансамбля практически разрушило жёсткую систему амплуа. В странах Востока исполнительские традиции, передаваемые из поколения в поколение, породили строго стабилизированную систему амплуа. В китайском традиционном театре сложилось 5 основных групп амплуа, в японском театре кабуки - 8 групп, в индийском театре катакхали, где каждый персонаж представлял собой веками канонизированный мифологический тип, выработалось около 12 видов амплуа. В цирке в 18-19 веках происходила специализация артистов на исполнении определённых ролей, с 20 века понятие «амплуа» означает профиль работы артиста (акробат, жонглёр, дрессировщик и др.). В опере и оперетте амплуа—тип ролей (партий), исполняемых артистом в соответствии с его вокально-сценическими данными и положением в труппе (например, премьер, примадонна, каскадная певица). Относительная устойчивость оперных амплуа связана с различием голосов по высоте и тембру, отсюда - деление партий на серьёзные (исполняемые голосами драматического и лирического типов) и игровые (исполняемые буффонными голосами). В операх 17—19 века тип голоса ассоциировался с характеристикой персонажа, что нередко прямо выражалось в наименовании амплуа: благородный баритон, субретка и т.п. Серьёзно-драматические партии требуют насыщенного звучания, иногда значительной виртуозности, игровые - актёрской гибкости, лёгкого и подвижного пения. В 19 веке возникли новые варианты певческих амплуа (например, «вагнеровское сопрано»), но в целом границы амплуа стали менее фиксированными, разные амплуа могут совмещаться в одной партии.