Амвросий Медиоланский

АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ (Ambrosius Mediolanensis), Амвросий Аврелий (Aurelius Ambrosius) (около 339 года, Августа Треверов, ныне Трир - 4.4.397, Медиолан, ныне Милан), святой, епископ Медиолана, богослов, один из западных отцов Церкви. Жизнь Амвросия Медиоланского описана в его собственных сочинениях, а также в биографии, составленной около 412-413 годов диаконом Цавлином (секретарём Амвросия Медиоланского).

Родился в семье префекта Галлии. Изучал в Риме греческую и римскую литературу, риторику, право. Избрав карьеру чиновника, стал около 370 года наместником Лигурии и Эмилии с резиденцией в Медиолане. Местной христианской общиной был избран епископом Медиоланским, хотя в то время только готовился к крещению. В ноябре 374 года принял крещение, а в декабре 374 года возведён в сан епископа. В 378-395 годах - советник императоров Грациана, Валентиниана II, Феодосия Великого.

Благополучие Римской империи Амвросий Медиоланский связывал с приверженностью её правителей принципам христианской нравственности. Идеальным считал такое государство, в котором церковь и светская власть взаимно содействовали бы друг другу, а элементом, сплачивающим империю, была бы вера. Выступал за автономный статус церкви.

Реклама

АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙЯвлялся непримиримым противником язычества и арианства. Например, в 382 году убедил императора Грациана убрать из здания сената алтарь и статую богини Виктории (Победы). В 384 году также убедил императора Валентиниана II не поддаваться на доводы неоплатоника-оратора Симмаха, требовавшего терпимости к язычеству и восстановления в сенате статуи Виктории. В 385 году, когда Юстина, мать императора и сторонница арианства, понуждала отдать арианам базилики в Медиолане, Амвросий Медиоланский отказался сделать это. Вместе с другими епископами и верующими он затворился в базилике Портиана и для укрепления духа исполнял вместе с паствой и воинами, охранявшими врата, антифоны и гимны. (Согласно биографу Амвросия Медиоланского - Павлину Медиоланскому, этот обычай богослужебного пения распространился затем из Медиолана на все западные провинции империи.) Победа Амвросия Медиоланского в борьбе с противниками никейской ортодоксии ослабила позиции ариан на севере Италии и в Иллирии. После предпринятой по приказу императора Феодосия резни в Фессалониках (390 год) принудил императора к публичному церковному покаянию. Способствовал в 387 году обращению в христианство Августина Блаженного.

Амвросий Медиоланский известен многочисленными богословскими сочинениями, посвящёнными толкованию Священного Писания и догматов, среди них - комментарий на «Шестоднев» («Hexaeтeroп»), «О рае» («De paradiso»); морально-практическим вопросам: «Об обязанностях священнослужителей» («De officiis ministrorum»); догматическим вопросам: «О вере» («De fide»), «О Святом Духе» («De Spiritu Sancto»). Ряд своих произведений посвятил теоретическим вопросам взаимоотношений государства и церкви. Способствовал усвоению западной теологией богословской мысли христианского Востока (Филон Александрийский, Ориген, святители: Афанасий Великий, Василий Великий, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов и др.), познакомил Запад с аллегорическим методом библейской экзегезы. Утвердил на Западе  восточное учение о пресуществлении хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы (впоследствии это учение было принято в качестве догмата на 4-м Латеранском соборе, 1215 год).

Гимнографические труды. Амвросий Медиоланский - автор нескольких гимнов (текстов и мелодий), используемых в оффиции. По различным сведениям, он сочинил от 12 до 18 гимнов. 4 гимна - Aeterne rerum conditor («Бессмертный творец всего сущего»), Deus creator omnium («Бог, создатель всего сущего»), Jam surgit hora tertia («Наступает час третий»), Veni, redemptor gentium («Приди, спаситель народов»; известен также по началу другой строфы - Intende, qui regis Israel, «Подвигнись, царь Израилев») - приписывал Амвросию Медиоланскому уже Августин Блаженный. В истории музыки наибольшую известность приобрёл «амвросианский» гимн Те Deum («Тебе Бога хвалим»), авторство Амвросия Медиоланского, в отношении которого современная наука оспаривает. По имени Амвросия Медиоланского названа особая певческая традиция в католическом богослужении - амвросианское пение (смотри Григорианский хорал). Амвросию Медиоланскому приписывается Миланская литургия.

День памяти Амвросия Медиоланского - 7(20) декабря. Почитать Амвросия Медиоланского как на Западе, так и на Востоке стали сразу же после его кончины, о чём свидетельствуют появившиеся уже в 5 век латинское и греческое жития.

Соч.: Patrologiae cursus completus. Ser. Latina. Р., 1844-1864. Т. 14; Две книги о покаянии. М., 1901; Об обязанностях священнослужителей. Казань, 1908; Две книги о покаянии и другие творения. М., 1997.

Лит.: Лосев С. Св. Амвросий Медиоланский как толкователь Св. Писания Ветхого Завета. К., 1897; Адамов И. И. Учение о Троице свыше Амвросия Медиоланского. Сергиев Посад, 1910; Прохоров Г. В. Нравственное учение святого Амвросия, епископа Медиоланского. СПб., 1912; Marcelii J. J. Ecclesia sponsa apud sant Ambrogio. Roma, 1967; Beato L. Teologia della malattia in sant Ambrogio. Mil., 1968; Pizzolato L.F. La dottrina esegetica di S. Ambrogio. Mil., 1978; Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Милан, 1991; Казаков М. М. Епископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV веке. Смоленск, 1995.

Ф. Г. Овсиенко; С. Н. Лебедев (гимнографические труды).