Анаксагор

АНАКСАГОР (Αναξαγ?ρας) из Клазомен в малоазийской Ионии (около 500-428 годов до нашей эры), древнегреческий философ. Переселившись около 456 года в Афины, Анаксагор перенёс туда ионийскую философию природы и положил начало аттической философии. Был близок к кругу Перикла и своими идеями оказал формирующее воздействие на греческое Просвещение 2-й половины 5 века до нашей эры и мировоззрение софистов. По свидетельству Платона (около 450 года), любой желающий мог купить знаменитое сочинение Анаксагора «О природе» на афинской агоре за 1 драхму. В 433 году религиозный обскурант Диопиф провёл в народном собрании постановление, запрещающее преподавание в Афинах астрономических теорий в духе ионийского натурализма как «безбожных». Против Анаксагора было выдвинуто обвинение в «нечестии», так как в его книге Солнце - божественный Гелиос - описывалось как «раскалённая болванка»; ему пришлось бежать в город Лампсак на Мраморном море, где он и провёл остаток жизни.

Подлинные мотивы преследования Анаксагора были политическими: обвинители хотели бросить тень на друга и покровителя Анаксагора - Перикла. В античную биографические традицию Анаксагор вошёл как прототип «чистого учёного», отрешившегося от общественной и хозяйственной суеты и всецело посвятившего свою жизнь созерцанию Вселенной.

Реклама

Система Анаксагора органически вырастает из философии природы милетской школы (Анаксимандр, Анаксимен), радикально модифицируя её отказом от «гилозоизма»: вечная и бесконечная материя перестаёт быть самодвижущейся и самоорганизующейся; наряду с ней признаётся второе и принципиально отличное от неё начало - космический Разум (нус), единственный источник мирового движения и порядка. Исторически этот сдвиг от натуралистического монизма к дуализму и от детерминизма к своеобразной телеологии был обусловлен полемикой Гераклита против механистического детерминизма милетцев, а также ответом Анаксагора на элейский постулат о невозможности движения Единого. Однако дуализм и телеология Анаксагора - не платонического типа: Разум мыслится как «тончайшая» физическая субстанция и, запустив процесс космической эволюции, он сам действует в строгом соответствии с естественной необходимостью, открытой милетцами. Интеллектуализируя природу, Анаксагор одновременно натурализировал интеллект, что вызвало резкую критику как настоящих телеологов Платона и Аристотеля (сравнившего нус с «театральной машиной»), так и последовательного детерминиста Демокрита, заменившего анаксагоровский Разум на ананкэ (необходимость).

Материю Анаксагор понимал как универсальную смесь (панспермию) всех качественно различных однородных простых веществ. Эти простые вещества он называл «семенами всех вещей» (излагая теорию Анаксагора, Аристотель заменяет термин «семена» на термин «гомеомерии» «подобочастные», то есть такие вещи, каждая часть которых называется «подобно целому»). Если по Анаксимену физическая реальность предельно проста, то по Анаксагору - она бесконечно сложна. Отвечая на зеноновские парадоксы движения, Анаксагор допускает бесконечную делимость материи: «У малого нет наименьшего». Другой важный постулат: «Во всём есть часть всего». Таким образом, «чистые» вещества существуют только теоретически, на практике в горячем всегда содержится и холодное, «золото» будет содержать и железо, и бесчисленное количество других «семян». Принципом идентификации вещей служит «преобладание», то есть «золотом» мы называем то, в чём больше всего семян золота. Любая часть материи так же бесконечно сложна, как и Вселенная. Пустоты не существует.

Общеионийский закон сохранения материи запрещает всякое возникновение из ничего или исчезновение в ничто. Никакого взаимопревращения «семян» при этом также не допускается. Единственный вид изменения, признаваемый Анаксагором, — чисто механическое «выделение», «соединение» и «разъединение» того, что уже существовало вначале, калейдоскопическое перемешивание и перетасовка «семян». В обыденном языке такие перетасовки ошибочно называются «рождением» и «гибелью».

Первоначальное состояние Вселенной описывается как газообразное облако с преобладанием «воздуха» и «эфира». В некоей точке этого континуума нус вызывает вращательное движение (идея космогонического вихря была известна уже милетцам), которое приводит к разделению горячих и холодных, светлых и тёмных, тяжёлых и лёгких масс и так далее: так образуются Земля (в центре вихря) и небесные светила. Вращение небесного свода - прямой результат изначального вращательного толчка. Солнце - раскалённая глыба, захваченная космогоническим вихрем с Земли: к такому выводу Анаксагор пришёл, изучая метеорит, упавший в Эгоспотамах, и предполагая, что это родственное Солнцу небесное тело. Развивая теорию бесчисленных миров Анаксимандра, Анаксагор допускал, что подобные «толчки» Разум может вызывать и в других местах бесконечной Вселенной. 4-й фрагмент описывает инопланетян, занимающихся земледелием в мире, подобном нашему. Анаксагор не только понимал подлинные причины солнечных и лунных затмений, но и (подобно Демокриту) высказал гениальную догадку о том, что Млечный Путь - скопление далёких солнц.

Нус не подчиняется закону универсальной смеси: он прост и не смешан ни с чем иным. В неорганической материи его нет, но он присутствует в живых организмах и в максимальной степени проявляется в человеческом разуме: «Бог - это разум внутри нас». Таким образом, через философа, исследующего Вселенную, божественный нус познаёт самого себя.

Источн.: Фрагменты ранних греческих философов / Изд. А. В. Лебедев. М., 1989. Ч. 1.

Лит.: Рожанский И. Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М., 1972; Kirk G.S., Raven J.Е., Schofield М. The presocratic philosophers. 2nd ed. Camb.; N. Y., 1983; Routledge history of philosophy / Ed. С. С. W. Taylor. L.; N. Y., 1997. Vol. 1: From the beginning to Plato.   

А. В. Лебедев.