Аналогия (В Лингвистике)

АНАЛОГИЯ в лингвистике, образование одной языковой формы по образцу и подобию другой; воспроизведение структурных характеристик одной единицы в другой; процесс уподобления форм; нередко - перенос отношений между парой или серией единиц на другую пару, серию (типа «стол: столы» или «дом: домик» на «трактор: тракторы» или «кот: котик»). Аналогия - один из важнейших механизмов речевой деятельности, основанный на повторении в ней готовых образцов и создании новых по тому же типу. Аналогия предполагает существование в сознании говорящего одной формы как образца для подражания и воспроизведения в актах речи. Широко представлена в детской речи (сравни «ногав» как «рукав», «ломатель» как «спасатель» и «писатель» и т.п.). Лежит в основе языковых правил, соблюдение которых ведёт к порождению единиц по существующим моделям и/или регулярным образцам. Широко распространена в диалектной речи («пеку, пекёшь, пекёт» вместо «пеку, печёшь, печёт»).

Выделяются разные типы аналогий: по лексическому образцу, по словообразовательному ряду (например, уподобление форм по отношению к заимствованным образцам - «дискотека, фонотека» как «библиотека» при немецком Diskothek, Phonothek, Bibliothek); по воспроизведению парадигмы и/или отдельных её членов (откуда дублеты типа «факелы» и «факела» - множественное число от «факел»; «тракторы» и «трактора» - множественное число от «трактор») и т.п.

Аналогия - важный фактор в развитии и функционировании языка, в упорядочивании его форм, в перестройке и выравнивании парадигм склонения имён и спряжения глаголов, в моделировании словообразовательных процессов и тому подобное. Имеет основополагающее значение для овладения языком детьми и взрослыми, для формирования навыков устной и письменной речи.

Лит.: Принципы истории языка. М., 1960; Кубрякова Е. С. Размышления об аналогии // Сущность, развитие и функции языка. М., 1987; Wortbildung: Interaktiv - im Sprachsystem. Innsbruck, 2000 (библ.).

Е. С. Кубрякова.