Аналогия (Соответствие)

АНАЛОГИЯ (латинский analogia, от греческого αναλογ?α - соответствие, соразмерность, пропорциональность, подобие, сходство), сходство между объектами (предметами, явлениями); рассуждение по аналогии - вывод о свойствах одного объекта по его сходству с другими объектами.

Первоначально термин древнегреческой математики для обозначения пропорции, равенства отношений: четыре числа или величины образуют аналогию, когда а: b = с: d. В античной философии понятие аналогии стало важным эвристическим принципом для нахождения или прояснения неизвестного по известному - путём сравнения или умозаключения по аналогии. У ранних греческих философов аналогия использовалась для конструирования моделей космоса - биоморфной (космос как живой организм - параллелизм микрокосмоса и макрокосмоса), техноморфной (космос как творение мастера-демиурга) и социоморфной (космос как государство, управляемое единым Разумом или мировым законом). Сократ переносит метод аналогии в область моральной философии: этика понимается как искусство (технэ) жизни, правильное поведение - как основанное на компетентном знании (эпистемэ) - аналогично сапожному, военному и любому другому искусству. Особой популярностью в классической и эллинистическо-римской этике (Платон, Аристотель, стоики, Цицерон, Сенека) пользовалась медицинская аналогия, в рамках которой философ соответствует врачу, философия - медицине духа, страсти и пороки - болезням, добродетель - душевному здоровью; в музыкальных  аналогиях Платона справедливость интерпретируется как гармония между разумной и эмоциональной частями души и как гармония между тремя классами общества (правителями-философами, воинами и работниками). В «Государстве» Платона (книги 6-7) природа идеи Блага и отношение между умопостигаемым и чувственным мирами проясняются с помощью трёх знаменитых аналогий: аналогии солнца (Благо-солнце умопостигаемого мира идей), аналогии пещеры (феноменальный мир - пещера, люди - пленники, чувственные вещи - тени на стене и так далее) и аналогии «разделённой линии» (отражения физических вещей относятся к самим вещам так же, как математические объекты - к умопостигаемым идеям).

Реклама

Аристотель, с его установкой на однозначное употребление терминов, отказывает метафорическим аналогиям Платона в научной значимости и заменяет мифопоэтический образ платоновского демиурга (творца Вселенной) целесообразностью самой природы; но его понятие природы остаётся основанным на биологических аналогиях. В логике и теории познания Аристотеля аналогия употребляется для установления самых общих, надкатегориальных сходств между различными сферами и уровнями бытия. Например, материя (материал вещи) всегда познаётся «по аналогии»: как древесина (изначальное значение слова ?λη - «материя») относится к деревянной кровати, так физические элементы - к космосу. Понятие «пропорциональной середины» играет фундаментальную роль в этике Аристотеля: моральная добродетель как «среднее» между двумя крайностями (пороками). В своей теории поэтического языка Аристотель объясняет метафору как вид аналогии. В античной философской теологии «бог» часто трактуется как мировая душа или космической Ум (нус) - в рамках аналогии между микро- и макрокосмосом. Важное значение принцип аналогии вновь приобретает в неоплатонической метафизике, особенно в теории «рядов» бытия Прокла Афинского (5 век).

У отцов Церкви и в средневековой теологии аналогия из вспомогательного эвристического принципа превратилась в основополагающий метод интерпретации Священного Писания и познания физического мира и его Творца, неразрывно связанный с символическим миропониманием и эзотерическим аллегоризмом (в латинской патристике греческий термин «аналогия» обычно передаётся как proportio). Уже Александрийская школа (Климент Александрийский, Ориген), следуя Филону Александрийскому, обратилась к аллегорическому толкованию Священного Писания (смотри Аллегория): как в Библии, так и в мире природы Бог открывает себя человеческому разуму через символы и скрытые подобия вещей. Сама природа является Книгой природы, в которой тайная мудрость Творца явлена через «следы» и отображения божественной реальности.

А. В. Лебедев.

В схоластике понятие аналогии рассматривается, прежде всего, в контексте проблемы предикации, возможности однозначного или многозначного (омонимического) употребления терминов (понятий) применительно к разным предметам (аналогические понятия, фиксирующие частичное сходство разных вещей, занимают срединное положение). Речь идет, прежде всего, о возможности в одинаковом смысле употреблять понятие бытия по отношению к Богу и сотворённому им миру. Сформулированный Дионисием Ареопагитом принцип апофатического (отрицательного) богословия, утверждающего несоизмеримость любых атрибутов, образов и понятий тварного мира с Богом, сохраняется в постановлениях 4-го Латеранского собора (1215): между Творцом и творением нельзя указать такого сходства, чтобы при этом не отметить между ними ещё большего несходства. Согласно разработанной Фомой Аквинским аналогии сущего, или аналогии бытия (analogia entis), только Бог обладает всей полнотой, или совершенством, бытия, тогда как его творения обладают бытием лишь по аналогии, с разной степенью «причастности» ему. Фома различает три вида аналогии: 1) аналогию неравенства; она подразумевает общность имени и понятия, представляющих единую природу, степень причастности к которой различна в разных вещах (например, степень совершенства телесной природы неодинакова у земных и небесных тел); 2) аналогию пропорции (аналогию атрибуции по Каэтану); она подразумевает общность имени, обозначающего единый формальный смысл, к которому, однако, разные члены аналогии находятся в разных отношениях (например, имя «здоровый» применительно к живому существу, лекарству и моче); 3) аналогию пропорциональности, или отношение между двумя отношениями понятий: члены аналогии называются общим именем, смысл которого пропорционально один и тот же (так, телесное зрение и умозрение называются одним и тем же именем - «зрение», потому что интеллектуальное усмотрение так относится к душе, как телесное зрение - к одушевлённому телу). Концепция Фомы получила систематическое развитие в томизме, прежде всего у кардинала Каэтана («Об аналогии имён», 1498), у Ф. Суареса («Метафизические рассуждения», 1597) и др. В 20 веке неотомист Э. Пшивара актуализировал учение об аналогии бытия как универсальном принципе, определяющем «формальное единство» теологии и философии («Analogia entis», 1932). Сочинение Пшивары вызвало острую дискуссию между ним и К. Бартом, отрицавшим какую-либо возможность богопознания по аналогии с творением, вне самооткровения Бога.

Г. В. Вдовина, А. Л. Доброхотов.

Г. В. Лейбниц видел в рассуждении по аналогии универсальный метод научного и философского познания, вытекающий из принципа «тождества неразличимых»: объекты могут считаться относительно тождественными, если различие между ними «исчезающе мало», т. е. становится меньше любой наперёд заданной величины. Такие объекты могут заменять друг друга во всех контекстах «с сохранением истинности». Поэтому универсальные истины, получаемые в доказательствах по аналогии, относятся к идеальным конструктам, выступающим как аналоги реальных объектов. История науки нового времени даёт множество примеров использования аналогии. Так, важную роль в становлении классической механики играла аналогия между движением брошенного тела и движением небесных тел; аналогия между геометрическими и алгебраическими объектами реализована Р. Декартом в аналитической геометрии; аналогия с селективной работой в скотоводстве использовалась Ч. Дарвином в его теории естественного отбора; аналогия между световыми, электрическими и магнитными явлениями оказалась плодотворной для теории электромагнитного поля Дж. Максвелла. Известны также многочисленные примеры ложных аналогий (например, между движением жидкости и распространением тепла в учении о «теплороде» 17-18 века, биологическая аналогия «социал-дарвинистов» в объяснении общественных процессов и др.). Однако оценка рассуждения по аналогии должна быть конкретно-исторической; многие аналогии, впоследствии оказавшиеся неверными или ограниченными, некогда имели важное эвристическое значение, например аналогия с гидравлической системой помогла современникам У. Гарвея понять его открытие кровообращения и так далее. Эвристическим источником аналогии в науке может стать идея, взятая из вненаучных сфер: обыденного опыта, искусства и т.п. Но в развитой науке, как правило, преобладают аналогии, почерпнутые из опыта самих научных дисциплин, чаще всего из «лидирующей» области науки: так, физика Нового времени породила множество аналогий в гуманитарном и биологическом знании, а в 20 веке биологические аналогии стали широко использоваться в технических науках. Огромная роль математического моделирования обусловливает распространение математической аналогии во всех областях современной науки.

В. Н. Порус.

Лит.: Mclnerny R. Studies in analogy. S. 1., 1968; Lloyd G. Е. R. Polarity and analogy: two types of argumentation in early Greek thought. Bristol, 1992.