Анаморфоза
АНАМОРФОЗА (от греческого ?ναμ?ρφωσις - новообразование, изменение формы), намеренное искажение форм в живописи, воссоздающее предмет в особом, причудливом ракурсе или имитирующее отражение в выпуклом или вогнутом зеркале. Эффекты анаморфоза охотно использовались художниками Ренессанса и барокко и теоретически обосновывались в научных трактатах этого времени. Искажения в конических и цилиндрических зеркалах были открыты в китайском искусстве и стали известны европейским художникам («Автопортрет в выпуклом зеркале» Ф. Пармиджанино, 1523-24, Художественно-исторический музей, Вена). Темой анаморфоза часто является скрытый образ: так, в «Портрете французских послов» Х. Хольбейна Младшего (1533, Национальная галерея, Лондон) странный продолговатый предмет у ног, изображённый под определённым углом зрения, превращается в череп, т. е. «полую кость» (немецкий Hohlbein), возможно, иносказательно указывающую имя автора. Нередко анаморфозы усиливают атмосферу чудесного видения (в церковных фресках барокко). Анаморфоза также понимается нередко и более обобщённо: как обозначение окказионального (или двойного) образа, совмещающего воедино два разных мотива (например, гору и человеческую голову); среди характерных примеров такого рода «удвоений» — маньеристические картины Дж. Арчимбольдо, а в искусстве 20 века многие произведения С. Дали.
Лит.: Baltrusaitis J. Anamorphoses ou magie artificielle des effects merveilleux. Р., 1969.
М. Н. Соколов.