Анархизм

АНАРХИЗМ (от греческого αναρχ?α - безвластие), социально-политическое движение, основанное на отрицании государственности и замены её полным самоуправлением народа. Элементы анархизма встречаются уже в учениях древности и у авторов 17-18 веков (Дж. Уинстэнли, У. Годвин и др.). Однако теоретические основы анархизма сложились в середине 19 века, когда негативные социальные последствия промышленного переворота в Европе стали очевидными, а разрыв между властью с её неподвижными, ретроградными структурами и быстро изменявшимся обществом стремительно углублялся, радикальная часть интеллигенции отозвалась на вызов времени разработкой различных либертарных и социальных идей. Одной из таких идей явился анархизм. Впервые его целостная концепция была изложена П. Прудоном, выдвинувшим лозунг борьбы за «анархию». В соответствии с идеями анархизма производство должно быть передано в руки трудящихся, объединённых в сообщества. Эти сообщества работников (общины, коллективы), самостоятельные во внутренних делах, для решения общих для всех вопросов создают союзы, которые в свою очередь объединяются в федерации.

Реклама

Одновременно возникло течение анархо-индивидуализма, сторонники которого опирались на идеи М. Штирнера, видевшего решение всех проблем в достижении абсолютной свободы личности. Учение Прудона, а затем одного из вождей 1-го Интернационала М. А. Бакунина, связавшего воедино идеи анархизма и социализма, получило широкое распространение во Франции, Испании, Италии, России и других странах. Во время Парижской коммуны 1871 года прудонисты добивались передачи части предприятий работникам и провозглашения Франции федерацией самоуправляющихся коммун. Поражение Коммуны и Испанской революции 1868-74 годов (в 1873 году на два месяца президентская власть в Испании даже принадлежала прудонисту Ф. Пи-и-Маргалю), распад 1-го Интернационала привели к кризису анархистского движения. В 1880-е годы в анархизме возобладало анархо-коммунистическое учение П. А. Кропоткина, который считал, что социальная революция приведёт одновременно к анархии (общество без государства) и коммунизму (общество без капитала и собственности). Анархисты видели различные пути борьбы за этот идеал: пропаганда, создание коммун, организация восстаний и даже террористических актов. Одни анархисты считали, что необходимо революционное насильственное свержение господства государства и капитала (Бакунин, Кропоткин, Э. Малатеста), другие (Прудон) полагали, что насилие несовместимо с борьбой за анархию. В этом отношении к прудонистам близко стоял Л. И. Толстой, не принимавший ни современное государство, ни насилие, откуда бы оно ни исходило, но видевший выход не в социальном реформаторстве, а в стремлении к внутреннему обновлению в духе Евангелия. Близкие к анархизму идеи распространялись и за пределами Европы. Носителем таких идей, в частности, в Южной Африке и Индии выступал М. Ганди, который синтезировал некоторые положения традиционных религиозно-философских идей (джайнизм и др.) и ключевые моменты учений Кропоткина и Толстого.

К последней трети 19 века анархизм в Европе стал терять своё влияние в результате широкого распространения других освободительных идей и движений (прежде всего социал-демократии). Это отступление анархисты пытались компенсировать расширяющейся практикой индивидуального террора. Именно в это время в массовом сознании европейцев под значительным влиянием проправительственной печати возникает полное отождествление понятий «анархист» и «террорист». На периферии капиталистического мира (иберийские страны, Латинская Америка) анархисты сохраняли свою основную социальную базу (рабочие небольших предприятий, разоряющиеся мелкие собственники и деклассированные элементы) и оставались самым мощным элементом революционных сил.

 В 20 веке наибольшее влияние среди анархистских течений приобрели анархо-коммунизм и анархо-синдикализм. В 1918-21 годах на Украине под знамёнами анархизма развернулось Махновское движение. Во время Испанской революции 1931-39 годов под контроль анархистов и анархо-синдикалистов перешли обширные районы Арагона и Каталонии. Новый интерес к анархизму в странах Запада пришёлся на конец 1960-х годов, когда значительная часть молодёжи и интеллигенции увидела в анархизме лучшее средство низвержения господства крупного капитала и обслуживающего его интересы государства. В то же время увлечение анархизмом на рубеже 1960-70-х годов свидетельствовало и о неприятии опыта СССР и стран Восточной Европы как одного из вариантов подавления свободы.

Идеи анархизма оказываются востребованными и в западной философии (Ж. П. Сартр, Г. Маркузе и др.). Оживление анархистских идей и попытки возрождения анархистского движения наблюдались в СССР в годы перестройки, но значительного развития они не получили. На рубеже 20 и 21 веков идеи анархизма тесно переплелись с концепциями информационного общества, основанного на равноправных сетевых связях между людьми. Анархизм оказывает влияние на экологическое и различные альтернативные движения. В публицистике нередко указывается на связь различных форм современного международного и национального терроризма (от «Красных бригад» до радикального исламского фундаментализма) с анархизмом, однако действительная связь этих явлений не очевидна.

Лит.: Nettlau М. Bibliographie de l’anarchie. Р., 1897. N. Y., 1968; Боровой А. А. Анархизм. М., 1918; Прудон П. Ж. Что такое собственность? П., 1919; Patterns of anarchy: а collection of writings on the anarchist tradition / Ed. by L. Krimerman, Р. Lewis. Garden Sity, N. Y., 1966; Guerin D. L’anarchism: de la doctrine а l’action. Р., 1976; Кропоткин П. А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990; Анархия и власть. М., 1992; Шубин А. В. Анархистский социальный эксперимент. Украина и Испания. 1917— 1939 годы. М., 1998; Бакунин М. А. Анархия и Порядок. М., 2000; Эльцбахер П. Сущность анархизма. М., 2001.   

А. В. Шубин.