Андаманцы

АНДАМАНЦЫ, народ в Индии, коренное население Андаманских  островов. Численность свыше 600 человек (2000 год, оценка). Говорят на андаманских языках. Относятся к негритосскому варианту меланезийской расы. В основном придерживаются традиционных верований.

До колонизации коренное население так называемых Больших Андаман (большие андаманцы) насчитывало свыше 5 тысяч человек, делилось на 10 племён (ака-чари, ака-кора, ака-бо, ака-джеру, ака-беа, ака-кеде, ака-кол, а-пучиквар, акар-бале, око-джувоки), управляемых вождями. В конце 18 века Андаманские  острова завоёваны англичанами, после Индийского народного восстания (1857 год) стали местом ссылки его участников. В процессе колонизации большие андаманцы были оттеснены в джунгли и почти полностью истреблены, после завоевания Индией независимости (1947 год) оставшиеся выселены на остров Стрейт и полностью утратили традиционную культуру. Ныне насчитывают около 40 человек, метисированы.

Другие группы андаманцев: онге на острове Малый Андаман (свыше 200 человек), джарава на острове Южный Андаман (свыше 300 человек), сентинел на острове Норт-Сентинел (около 100 человек). Онге поддерживают тесные контакты с администрацией, имеют своего представителя в Комитете по оказанию содействия местному населению. Джарава и сентинел настроены враждебно и сохраняют почти полную изоляцию.

Реклама

АНДАМАНЦЫПо традиционной культуре делились на лесных (эримтага) и береговых (ариото) андаманцев. Основное занятие у эримтага - охота (с луками, копьями, собаками), главным образом на диких свиней, и собирательство, у ариото - рыболовство, сбор моллюсков, ловля трепангов, охота на морских черепах (с использованием долблёных лодок, сетей, гарпунов). Предками андаманцев, видимо, оставлены «кухонные кучи» - древние скопления раковин и костей. Общины лесных андаманцев занимали круглые в плане большие дома в виде конической кровли из пальмовых листьев, опиравшейся на столбы и доходившей почти до земли; в центре дома горел общинный очаг. У береговых андаманцев преобладали деревни, включавшие до 10 малых семей, живших в отдельных хижинах, которые окружали площадку для ритуальных танцев; в деревне были также общинный очаг, дома для юношей и девушек.

Традиционная одежда - пояс с пучками пандануса, украшения, известна раскраска тела, скарификация (наносилась во время мужских и женских инициаций). Традиционные верования - культы природных духов; главный дух - Пулугу, или Билику (дух муссона), - считается творцом мира. Известны мифы о культурном герое Томо. Музыкальные традиции связаны с обрядами инициации, календарными и семейно-бытовыми. Характерно различие мужских и женских песен. Из музыкальных  инструментов большую роль играют простейшие идиофоны (ударные и шумовые).

Лит.: Man Е. Н. On the aboriginal inhabitans of the Andaman islands. L., 1932; Brown А. R. The Andaman islanders: А study in social anthropology. N. Y., 1964; Cipriani L. The Andaman islanders. L., 1964; Вайдья С. Острова, залитые солнцем. М., 1968; Сингх И.Н. Повесть об Андаманах. М., 1984; Маретина С.А. Андаманцы. СПб., 1995.

А. Н. Седловская; А. С. Алпатова (музыкальное творчество).