Андреев Даниил Леонидович

АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (2.11.1906, Берлин - 30.3.1959, Москва), русский мистик, поэт. Сын Л. Н. Андреева, вырос в семье дяди, московского врача Ф. А. Доброва, в атмосфере культуры Серебряного века. В 1924-27 годах учился на Высших государственных литературных курсах, с 1932 года зарабатывал себе на жизнь в качестве художника-шрифтовика. Участник обороны Ленинграда. В 1947 году арестован; осуждён по сфабрикованному политическому обвинению на 25 лет. Находясь до 1957 году во Владимирской тюрьме, написал черновые редакции своих главных произведений.

Символистская тональность его сочинений 1920-40-х годов (стихотворения, поэма «Песнь о Монсальвате», издана 1996; несохранившийся роман «Странники ночи» о духовных исканиях в кругу московской интеллигенции 1930-х годов) сменяется апокалипсическими переживаниями, характерными для произведений 1949—1958 годов («Русские боги» - книга стихотворений и поэм, написанная в традициях русской духовной поэзии, драма «Железная мистерия», историософско-визионерский трактат «Роза мира» - опубликованы в конце 1980-х - начале 1990-х годов).

Реклама

Мистика Андреева, использующая терминологию различных эзотерических и вероучительных традиций и собственные неологизмы, вобрала в себя мотивы русской софиологии (образы «вечной женственности» Вл. Соловьёва, А. А. Блока и наставника Андреева - поэта и мистика А. В. Коваленского), предание о святом Граале, испытала влияние индийской мысли (идея перевоплощения), в ряде черт близка к психокосмографии буддизма и духовидению Э. Сведенборга. В центре видений Андреева - грандиозная «трансфизическая» картина Земли и её многочисленных параллельных миров (поднимающаяся над видимым миром лестница «миров просветления» и нисходящий ряд «миров возмездия»); метаисторическая панорама всемирной истории как отражение борьбы сил света (демиургов, «соборных душ» народов и др., возглавляемых логосом планеты - богорождённой монадой, «выразившей себя в человечестве Иисусом Христом») с демоническими силами тьмы; утопическая перспектива возникновения в космополитическую эпоху 20-22 века единой религии человечества и её «всехристианской церкви», в которой все высшие религии сознают себя лепестками общего мистического цветка (голубой розы вселенной); временное господство князя тьмы и грядущее просветление планеты. По мысли Андреева, «сверхнароду российскому» предстоит стать во главе созидания интеррелигии и интеркультуры.

Соч.: Собр. соч. М., 1993-1997. Т. 1-3. Лит.: Эпштейн М. Роза Мира и Царство Антихриста: о парадоксах русской эсхатологии// Континент. 1994. № 1(79); Д. Андреев в культуре XX века М., 2000; Палей А. Идейное наследие Д. Андреева (pro et contra): постановка проблемы//Континент. 2001. № 3(109).

С. В. Казачков, Б. В. Чуков.