Господство

ГОСПОДСТВО, в широком смысле - устойчивые и воспроизводящиеся отношения (власть-подчинение), обеспечивающие стабильные преимущества одних людей над другими; в узком смысле - легитимная система власти, опирающаяся на право одних людей командовать и обязанность других подчиняться.

Господство  возникает по мере формирования постоянных отношений власти между группами людей, проявляющихся в повторяющихся формах их поведения, ролях и функциях в обществе. В отличие от власти, которая бывает нестабильной, ограниченной по времени своего существования, а её субъекты и объекты часто меняются местами, господство обладает относительной прочностью, которая поддерживается существующими социальными институтами и структурами. Господство  не сводится к единичным актам реализации воли и подчинения отдельных людей и групп; оно выражает устойчивость во взаимоотношениях между господствующими и теми, над кем осуществляется господство, сложившуюся конфигурацию их ресурсов и возможностей. Хотя отношения господства встречаются между отдельными людьми (хозяин - слуга, рабовладелец - раб, муж - жена, образованный - необразованный), оно имеет групповую природу. При установлении господства властные отношения постоянно воспроизводят существенные преимущества одних групп над другими (рабовладельцев над рабами, дворян над крестьянами, собственников над наёмными работниками, мужчин над женщинами, большого этноса над малым) и тем самым формируют и закрепляют социальное неравенство. Однако не любое неравенство является выражением господства, а только то, в котором господствующие группы направляют и предопределяют действия других групп.

Реклама

Господство  обусловливается различными факторами, определяющими специфику его форм. Господство, опирающееся на силу и военное превосходство, поддерживается тем, что люди понимают реальность угроз и повинуются господствующим группам даже в тех ситуациях, когда угрозы не осуществляются. Экономическое господство связано со сложившимся в обществе характером разделения труда и концентрацией средств труда и экономических ресурсов в руках отдельных групп, вынуждающих другие группы принимать невыгодные им условия экономического обмена. Происхождение, принадлежность к определённому роду, религиозной или этнической общине обеспечивают доступ к значимым социальным ценностям и благам одним группам и одновременно исключают аналогичные возможности для других групп (иммигрантов, иноверцев, этнических меньшинств и тому подобное), которым придаётся низший или маргинальный социальный статус. Политическое господство заключается в монополии определённых групп (элит) в процессе принятия важнейших политических решений, в контроле над деятельностью государственных институтов. Идеологическое господство проявляется в принятии людьми ценностей и идеалов, которые выражают интересы господствующих групп. Отношения господства могут возникнуть и в результате того, что каким-то группам (например, священникам, идеологам, профессионалам) приписываются качества экспертов, обладающих особыми знаниями и умениями, недоступными другим людям.

Эти и другие формы господства в реальности, как правило, тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Политическое господство отдельных групп обычно сопровождается их доминированием в экономике и духовной сфере. При этом не все формы господства осознаются людьми (например, идеологическое господство), а многие его следствия воспринимаются как проявления естественного неравенства: мужчины обычно не считают, что так или иначе участвуют в осуществлении господства над женщинами, а работодатели - над наёмными работниками. Поскольку осознание господства может вызвать сопротивление, господствующие группы могут вполне сознательно участвовать в формировании стратегий сокрытия господства путём убеждения общества в том, что отношения господства выгодны всем его членам или имеют естественный характер и потому не могут быть преодолены.

Господство  как стабильная структура власти одних групп над другими, опирающаяся на различные основания и проявляющаяся в различных сферах социального взаимодействия, может трансформироваться в устойчивую систему легитимной власти (господство в узком смысле) в результате признания людьми своей обязанности подчиняться определённым индивидам и группам. В зависимости от специфики легитимного авторитета, на котором основывается господство, вслед за М. Вебером обычно выделяются легальный, традиционный и харизматический типы господства. В первом случае основанием господства выступают законопослушность, принятие общепризнанных норм, правил и процедур, во втором - уважение к традиции, в третьем - вера в особые качества лидера или организации (смотри Харизма). Эти типы господства редко встречаются в чистом виде. Обычно господство представляет собой их комбинацию и взаимодействует с формами, которые принимает господство в широком смысле.

Поскольку господство часто сопровождается дискриминацией, эксплуатацией и угнетением, ориентация на создание общества, в котором не будет господства одних групп над другими, присутствует в целом ряде течений общественно-политической мысли (анархизм, марксизм, феминизм, франкфуртская школа и др.) и проявляется в деятельности различных общественных групп и политических организаций в основном левой ориентации. Однако в целом преобладают более пессимистические взгляды на возможность преодоления отношений господства в обозримом будущем в связи с прочностью институтов, закрепляющих господство одних групп над другими, и сохраняющимся (а порой и увеличивающимся) неравенством в распределении ресурсов власти между ними.

Лит.: Simmel G. Soziologie. Untersuchungen über die Formen der Vergesellschaftung. Lpz., 1908; Foucault М. Power / Knowledge: selected Interviews and other writings, 1972-1977. N. Y., 1980; Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования. 1988. № 5; он же. Политика как призвание и профессия // он же. Избр. сочинение М., 1990; Scott J. Domination and the arts of resistance. New Haven, 1990; Power: Critical concepts / Ed. by J. Scott. L., 1994. Vol. 1-3; Scott J. Power. Oxf., 2001; Бурдье П. Мужское господство // Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М., 2005.

В. Г. Ледяев.