Андроник Родосский
АНДРОНИК РОДОССКИЙ (Ανδρ?νικος о ‘Ρ?διος) (1 век до нашей эры), древнегреческой философ-перипатетик, с именем которого связано возрождение классического аристотелизма в 1 веке до нашей эры и начало многовековой традиции комментаторов Аристотеля. Точное время и место деятельности Андроника Родосского неизвестно. По наиболее вероятной версии - Афины в 1-й половине 1 века до нашей эры (поздние комментаторы называют Андроника Родосского 11-м схолархом Ликея после Аристотеля), по другой - Рим 40-х годов до нашей эры. По свидетельству Плутарха («Сулла», 26) и Порфирия («Жизнь Плотина», 24), Андроник Родосский предпринял эпохальное издание полного свода сочинений Аристотеля и Теофраста по аутентичным рукописям, которые привёз из Афин в Рим Сулла во время Митридатовых войн (конфисковав библиотеку библиофила Апелликона из Теоса) и которые до Андроника «привёл в порядок» грамматик Тираннион; подробно о судьбе библиотеки Аристотеля рассказывает Страбон в «Географии». Считается, что «Аристотелевский свод» («Corpus Aristotelicum») в дошедшем до нас виде был в существенных чертах оформлен изданием Андроника Родосского, не только расположившего сочинения Аристотеля в систематическом порядке, но и придавшего окончательную редакцию некоторым трактатам, например «Метафизике». Андроник Родосский также составил полный каталог сочинений Аристотеля (сохранился в арабской версии так называемого Птолемея Хенна) и написал специальный трактат (минимум в 5 книгах) о порядке сочинений Аристотеля, в котором рассматривались также проблемы подлинности и исследовалась биография Аристотеля. Андроник Родосский написал оригинальный трактат «О разделении», использованный в одноимённом сочинении Боэция («De divisione»); дошедший под его именем трактат «Об эмоциях» считается неподлинным (издан А. Glibert-Thirry, 1977).
Лит.: Driving I. Aristotle in the ancient biographical tradition. Goteborg, 1957; Moraux Р. Der Aristotelismus bei den Griechen. В., 1973. Bd 1.
А. В. Лебедев.