Ангел
АНГЕЛ (еврейский mal’ak, греческий ?γγελος - посланник, вестник), в авраамических религиях (иудаизме, христианстве, исламе) бесплотное существо, сотворённое Богом для различных служений.
Согласно библейской и коранической традициям, часть ангелов, исполняющих своё назначение, служит единому Богу, другие, отпавшие от Его воли, стали Его врагами — бесами (смотри также Дьявол). В основе истории об отпадении ангелов лежит библейское повествование о смешении Сынов Божиих (в Септуашнте - ангелы) с дочерьми человеческими (Быт. 6:1-12). Посредническая роль ангелов между «горним» и «дольним» мирами, между Богом и людьми символически описана в сне Иакова, видевшего лестницу, по которой сходят и восходят ангелы, в то время как наверху стоит Бог (Быт. 28:12-13). В христианстве догмат о Боговоплощении существенно ограничивает посредническую роль ангелов. Они удостаиваются почитания как силы Господни, служащие Богу, а апостол Павел подчёркивает существенное различие между посланничеством Христа как вочеловечившегося Бога и ангелов. (Евр. 1-2).
Реклама
Во всех трёх монотеистических религиях ангелы получают своё бытие от Бога. Бесконечное множество ангелов (Дан. 7:10 «тысячи тысяч») оттеняет трансцендентное единство Бога. Со времён позднебиблейского иудаизма спорили только о времени сотворения ангельского мира. Авторитеты Талмуда указывали на 2-й день творения, ветхозаветный апокриф «Книга Юбилеев» — на 1-й день, ряд христианских авторов, таких, как Иероним Блаженный, Амвросий Медиоланский, Григорий Богослов и др., считали, что ангелы сотворены до создания вещественного мира, ссылаясь на стих «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1), где под «небом» понимался ангельский мир.
В Ветхом Завете ангелы могут свидетельствовать о грядущей каре, предостерегая праведного (Быт. 19:1-23), явиться человеку во сне для провозглашения воли Божией и определения его дальнейшей судьбы (Быт. 31:11-13). Ангелы часто предстают как защитники избранного народа (Исх. 14:19-20). Ангел, называемый «Ангелом Господним» (или «Ангелом Яхве»), является одной из библейских форм теофании (Быт. 16:7-13, 19:18, 22:11-17; Чис. 22:22; Суд. 6:11-14; 4 Цар. 1:3-4 и др.), подчёркивающей незримость Яхве.
Вероятно, к эпохе персидского владычества относится появление традиции личных имён ангелов, таких, как Михаил, Гавриил, Рафаил (Дан. 8:16, 9:21, 10:13; Тов. 5:4), и их иерархии. Часто ангелы упоминаются в ветхозаветных апокрифах (например, в Книге Еноха), рассказывающих об устройстве небесного мира.
В новозаветной традиции ангелы возвещают Захарии о рождении Иоанна Крестителя, Марии, Иосифу и пастухам о рождении Спасителя, служат Иисусу Христу во время пребывания в пустыне, укрепляют Его в Гефсиманском саду, возвещают о Его Воскресении. Одновременно новозаветная традиция способствовала формированию христианского учения об «ангелах-хранителях», сопровождающих человека на всех путях жизни. Так, ангелы радуются спасению людей и служат тем, кто призван наследовать благодать. Ангелы освобождают апостола Петра и других апостолов из заключения (Деян. 5:19, 12:7), подготавливают язычников к принятию вести о Христе (Деян. 10:3, 10:7, 10:22), после смерти праведника ангелы относят его к лону Авраамову, в место покоя (Лк. 16:22), и присутствуют у его гроба (Ин. 20:12; Иуд. 9). В Откровении Иоанна Богослова ангелы появляются для исполнения Божьего суда и для прославления Бога. В Откровении названы ангелами также вестники и слуги сатанинских сил, противящихся Богу (Откр. 12:7).
Для христианской традиции важна непричастность ангелов плотским страстям, их непорочность (Мф. 22:30). Монашество, возникшее в 3-4 века, стало восприниматься в христианской традиции как ангельский чин. В житиях и гимнах аскетов нередко именуют «земными ангелами». Пахомий Великий в 4 веке ввёл для монахов единообразную одежду, заимствованную из видения явившегося ему ангела.
В сочинении «О небесной иерархии» Дионисий Ареопагит (конец 5-начало 6 веков), основываясь на упоминании имён ангелов в библейских текстах, апокрифах, святоотеческой традиции (Тертуллиан, святители Григорий Богослов, Кирилл Перусалимский), а также на переосмысленной неопифагорейской и неоплатонической мистике чисел, дал описание ангельской иерархии, ставшей в христианстве общепринятой. 9 чинов иерархии ангелов образуют три триады, перечисляемые (сверху вниз) в таком порядке: первая триада (ангелы, наиболее близкие к Богу) - серафимы, херувимы, престолы; вторая триада (особенно полно отражающая принцип божественного мировладычества) - господства, силы, власти; третья триада (ангелы, непосредственно близкие к миру и человеку) - начала, архангелы, ангелы (в строгом смысле слова). Ангельская «девятерица» - «триада триад», с одной стороны, символизирует совершенный порядок и гармонию ангельского мира, с другой - олицетворяет совершенный принцип триединства, триады.
На Руси особым почитанием пользовался архангел Михаил, о чём свидетельствует множество церквей, посвящённых ему. Он покровитель древнего Киева, его изображение встречается на военных доспехах, знамёнах, монетах и княжеских гербах Рюриковичей. На шлеме великого князя Ярослава Всеволодовича (13 век) с изображением архангела Михаила было начертано: «Великий Архистратиг Архангеле Михаиле, помози рабу твоему». Царь Иван IV Васильевич в переписке с князем Андреем Курбским пишет, что образ Михаила Архангела на знамёнах - «лучший знак победы над неверными». В Русский православной церкви 8(21) ноября отмечается праздник Архангела Михаила и собора всех бесплотных сил, то есть ангелов.
Иконография. В раннехристианском искусстве ангелы чаще изображались в виде юношей в туниках и паллиумах (плащах) (росписи катакомб Присциллы в Риме, середина 3 века), иногда в облике бородатых мужей или нагими. С 5 века под влиянием античных образов крылатых гениев, эротов и тому подобное ангелы обычно представляют с крыльями. С 7 века известны изображения ангелов в придворных византийских одеяниях - в далматиках и лорах, с диадимами (повязками) на головах, со знамёнами (церковь Успения Богоматери в Никее). Концы головных повязок ангелов в русской иконописи носят название тороков или слухов (согласно традиции, посредством их ангелы слышат Божественные повеления). С 11 века в различных сценах, связанных с литургией («Евхаристия», «Служба святых отцов», «Небесная литургия», «Великий вход»), появляются ангелы в диаконских одеждах, с чашами, рипидами, кадилами и пр. В 13-14 веках распространились изображения ангелов в латах (в первую очередь архангела Михаила) и в монашеских одеяниях (явление ангелов преподобному Пахомию Великому).
Атрибутами ангелов являются сферы-зерцала и посохи (жезлы, мерила), в позднем Средневековье - скипетры, в некоторых сюжетах - свечи, светильники, орудия Страстей Христовых. В западноевропейском искусстве в это же время появились изображения ангелов поющих, танцующих или музицирующих; их одеяния нередко соответствуют распространённому покрою одежд своего времени. В искусстве Возрождения ангелы обычно имеют женственный облик (влияние легенды об андрогине) или изображаются как античные эроты (амуры), в некоторых сценах - нагими.
Ангелы часто предстоят Христу и Богородице. Как защитники Церкви Христовой, они изображаются в скульптуре порталов западноевропейских соборов и на фресках у входных проёмов в православных храмах. Ангелы присутствуют во многих новозаветных сценах («Благовещение», «Рождество Христово», «Богоявление», «Распятие», «Явление ангелов жёнам-мироносицам»), в различных ветхозаветных циклах, в изображениях «Успения Богородицы» и «Страшного суда», в иллюстрациях к Откровению Иоанна Богослова, в эпизодах из житий святых и в ряде богородичных икон и сюжетов («О Тебе радуется», «Собор Богоматери», «Коронование Богоматери», «Богоматерь Всех скорбящих Радость» и др.). В ангельском облике изображаются Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой в иконографии Святой Троицы («Гостеприимство Авраама»), а также Христос как София - Премудрость Божия, Христос - Ангел Великого Совета и Ангел Благое Молчание. В итальянском и французском искусстве с 14 века распространилась иконография «Оплакивания Христа» («Пьета») с двумя ангелами, поддерживающими Его тело. В 16 веке в католическом искусстве развивался культ ангела-хранителя, его изображение включалось в эпитафиальные композиции. На рубеже 16-17 веков образ ангела-хранителя появился в русской иконописи.
Изображение 9 чинов ангельской иерархии известно в Византии с 12 века, в Западной Европе с 14 века, в России с 16 века. Иногда ангелы всех чинов предстают в юношеском облике, в одеждах, соответствующих видам их служения. Два первых ангельских чина (серафимы и херувимы) не имели выраженных иконографических различий и могли изображаться в виде человеческих ликов с 4 или 6 крыльями, красного или синего цвета, иногда со множеством очей. Резные херувимы венчали собой русские иконостасы 16 века. Третий чин ангелов (престолы) имел вид крылатых многоочитых колёс, он встречается почти исключительно в центральной иконе деисусного ряда русских иконостасов 15-16 веков - «Спас в силах». В виде огненного колеса мог также изображаться херувим - страж рая.
Ангелы. Фрагмент росписи «Алтаря Страшного суда» работы Рогира ван дер Вейдена. 1446-48 годы. Музей земли Рейнланд (Бонн).
Иконография архангелов мало отличается от иконографии ангелов в целом. После установления в 9 веке праздника Собора архангелов в византийском искусстве возник одноимённый иконографический тип (либо «Собор ангелов») - ангелы, держащие круглую славу-мандорлу с образом Христа Эммануила. Этот тип существует в различных вариантах: «Собор бесплотных сил» (с архангелами Михаилом и Гавриилом, серафимами и херувимами), «Собор семи великих архангелов» и др.
Великие (верховные) архангелы имеют свои отличия и атрибуты; Михаил изображается в латах, с мечом или копьём, иногда с хоругвью, с пальмовой ветвью, часто - попирающим дьявола; Гавриил - с лилией или горящим фонарём со свечой (символ непорочности Девы Марии); Рафаил - с алавастром или ларчиком для лекарств; Уриил - с пламенем; Салафиил - в молитвенной позе; Иегудиил - с венцом и бичом; Варахиил - с цветами (розами) или виноградной гроздью (символы рая).
Лит.: Глаголев А. Ветхозаветное библейское учение об ангелах. К., 1900; Hophan О. Die Engels. Luzern, 1956; Bishop Е. F. Angelology in Judaism, Islam, and Christianity // Anglican Theological Review. 1964. Vol. 46; Russell D. S. The method and message of Jewish apocalyptic: 200BC-AD100. L., 1964; Вздорнов Г. И. Σ?ναξις των αρχαγγ?λων // Византийский временник. М., 1971. Т. 32; Rowland С. The Open Heaven. L., 1982; FossumJ. Е. The name of God and the angel of the Lord. Tiibingen, 1985; Bonnet J. Les anges dans le judaisme et le christianisme. Roanne, 1993.
Е. А. Молодов, А. Б. Сомов, Г. Г. Ястребов; И. Л. Бусева-Давыдова (иконография).