Анимизм

АНИМИЗМ (от латинского anima, animus - душа, дух), термин, обозначающий веру в души и духов как в действующее начало предметов и явлений материального мира, включая человека. При этом понятие «душа» принято относить к людям (в том числе умершим — «души предков») и иногда к животным, а под понятием «духи» подразумеваются персонификации природных объектов (лес, море, горы) и явлений (гром, ветер), а также определённых состояний (духи болезней). Души и духи имеют антропоморфный или зооморфный облик, наделены сознанием, волей и др. Различались духи-хозяева природных сфер, духи домашнего очага, духи-помощники шамана и др. Душа человека и животного могла помещаться в дыхании, крови, некоторых органах (сердце, голова, глаза), тени. У некоторых народов существовало представление о множественности душ человека.

Термин «анимизм» ввёл в начале 18 века немецкий врач Г. Шталь, назвавший так своё учение о безличном жизненном начале - душе, лежащей в основе всех жизненных процессов. В 19 веке теорию анимизма развивали представители эволюционизма Э. Тайлор, Г. Спенсер и др. Тайлор придавал анимизму первостепенное значение, усматривая в нём «минимум религии», то есть основу, из которой постепенно развились все религии, в том числе мировые. В 20 веке анимистическая теория происхождения религии Тайлора подверглась серьёзной критике и ныне отвергается большинством исследователей. В конце 19-начале 20 века возник ряд теорий так называемого преанимизма, или доанимизма, согласно которым анимизму предшествовала магия (Дж. Фрэзер), аниматизм, то есть представление о разлитой в природе безличной живой силе (Р. Маретт, Л. Я. Штернберг), дологический мистицизм (Л. Леви-Брюль). Во 2-й половине 20 века анимизм исследовался с позиций семиотики как результат оперирования знаками, характерного для культур устного типа (Е. С. Новик).

Лит.: Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936; Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964; Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989; Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994; Новик Е. С. Архаические верования в свете межличностной коммуникации // Историкоэтнографические исследования по фольклору: Сборник статей памяти С. А. Токарева. М., 1994.   

О. Б. Христофорова.

Связанные статьи