Аномия

АНОМИЯ (греческий ανομ?α - беззаконие), 1) состояние общества, характеризуемое дезорганизацией социальных норм и институтов, неопределенностью и нестабильностью условий человеческого действия, а также расхождением между провозглашаемыми обществом целями и доступностью для массы людей законных средств их достижения;

2) связанное с общественным индивидуальное психологическое состояние, характеризуемое деморализацией, ослаблением связи с обществом, переживанием беспочвенности, отчуждённости от людей, пустоты жизни и тому подобное, которое является причиной распространения в обществе отклоняющегося поведения и роста самоубийств.

В социологию термин «аномия» ввёл Э. Дюркгейм (1893). Он считал аномию атрибутом переходного состояния индустриального социоэкономического порядка, когда рухнули традиционные «механические» формы морального авторитета, при которых каждый человек «знал своё место» в иерархии социальных позиций и ценностей, а новый свободный самоуправляемый порядок дисциплинированного морального индивидуализма, порождающий «органическую солидарность» между людьми, ещё не установился окончательно. Преодоление последствий аномии на уровне социально-экономической жизни в целом задача государства, моральная регуляция поведения на уровне отдельных профессий достигается развитием независимых от государства профессиональных ассоциаций («корпораций» с крепкой профессиональной этикой). Главные усилия должны направляться даже не столько на улучшение материальных условий человеческой жизни, сколько на борьбу с нестабильностью в социальной жизни как основной причиной аномических явлений.

Реклама

Трактовка аномии после Э. Дюркгейма развивалась в 2 направлениях: аномия выступала как эквивалент «безнормности», моральной анархии, отсутствия моральной дисциплины и т.п.; аномия обозначала «нормативную напряжённость», «конфликт норм» в данной культуре, то есть описывала ситуацию, где моральные ценности и нормы членов группы не соответствуют возможностям реализации заложенных в этих ценностях целей (например, недостижимость уровня жизни, вытекающего из навязываемых обществом идеалов богатства и успеха). Сторонники 1-го направления склонны рассматривать всякий конфликт и разделение интересов между группами как временное состояние неуравновешенности их функций на переходных фазах социального развития, в конечном счёте преодолимое всеобщим моральным согласием, полноценным моральным воспитанием, социализацией и т.е. Сторонники 2-го направления (начало которому положил Р. К. Мертон) исходят из теоретической модели общества как системы групп, пребывающих в постоянном напряжении и разнообразных конфликтах, что служит стимулом социальных изменений. Это направление продолжает другую мысль Э. Дюркгейма, что аномия это реальность, почти «нормальное состояние» всякого сложного общества современного типа, особенно в периоды радикальных перемен.

Лит.: Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности / Под редакцией Б. С. Никифорова. М., 1966; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996; он же. Самоубийство. СПб., 1998.

А.Д. Ковалёв.