Антем

АНТЕМ, энзем (английский anthem, от позднелатинского antiphona — антифон, от греческого αντ?φωνα, буквально — звучащее в ответ; отклики), духовное песнопение последователей Англиканской церкви на тексты из Библии (главным образом псалмы), религиозно-дидактической литературы или на слова молитв. Термин известен с 9 века. Первоначально антем использовался вне богослужения, в 15 - 1-й половине 17 века. Антемом нередко назывались авторские хоровые полифонические сочинения для богослужений, придворных церемоний, домашнего музицирования. В англиканском богослужении со 2-й половины 16 века - заключительная молитва на утрене и вечерне. Различаются так называемый полный антем (full anthem), поющийся хором (главным образом а капелла), и возникший в 1560-х годах стиховой, или строфический, антем (verse anthem), основанный на чередовании сольных и хоровых эпизодов с инструментальным сопровождением (орган, струнные, поздний оркестр). Для полного антема (жанровые прообразы - антифон и мотет) характерны преобладание силлабической (малораспевной) мелодики, наполненность гармонической вертикали (при ослаблении роли полифонии), краткость и квадратная структура фраз; для стихового - большая мелодия, и ритмическая свобода, разного рода контрасты (У. Бёрд, Т. Морли, О. Гиббонс). Эволюция антема в период Реставрации связана с влиянием музыки французского барокко и жанра кантаты. Достиг расцвета в творчестве Г. Пёрселла и Г. Ф. Генделя, создавшего циклы антемов «на случай», стилистически близкие его ораториям. С 18 века также в Северной Америке.

В 19 веке сохранял популярность у композиторов Великобритании и США. В 20 веке антем писали У. Т. Уолтон, Б. Бриттен, С. Барбер, И.Ф. Стравинский.

Е. И. Коляда.