Антихрист

АНТИХРИСТ (греческий αντ?χριστος - буквально «противо-» или «вместо-» Христа), в Священном Писании именование всякого отрицающего то, что Иисус есть Христос, обетованный Богом Мессия, пришедший во плоти, а также всякого отвергающего его Богосыновство (1 Ин. 2:22; 4:3; 2 Ин. 1:7). В конечном эсхатологическом значении Антихрист - самый страшный и жестокий враг Христа, который явится на земле в последние времена как вполне определённая личность и будет стремиться к разрушению дела Христа, в то же время, выдавая себя за Него. Учение об Антихристе как о вполне определённой личности не допускает произвольной интерпретации. Так, не соответствует прямому смыслу Священного Писания мнение, что под Антихристом следует понимать безличное начало зла, которое, усиливаясь, приобретёт огромное влияние в конце времён и которое будет уничтожено откровением Царства Славы. Тем более недопустима «историческая» трактовка пророчеств об Антихристе как повествований о конкретных исторических личностях (Нерон, Калигула и т.п.).

Реклама

Собственное имя Антихрист не открыто и неизвестно. В Откровении апостола Иоанна Богослова указано только число имени зверя, то есть Антихрист, — 666 (13:18). Поскольку буквы греческого алфавита обозначают также и числа, святые отцы Церкви, Ириней Лионский (Adversus haereses. V 30. 3), Ипполит Римский (Demonstratio de Christo et Antichristo. L) и другие, полагали, что имя Антихрист будет состоять из таких букв, сумма чисел которых будет равна 666. Апостол Павел описывает Антихриста как «человека греха», «человека беззакония», «сына погибели», «беззаконника»: «в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:4). Антихрист придёт во время, предустановленное Богом, это произойдёт непосредственно перед Вторым пришествием Иисуса Христа, который его «истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2:8; сравни: 1:7-10). Поскольку никто не знает, когда придёт Иисус Христос и наступит кончина мира, то неизвестно также и время пришествия Антихриста. Но до прихода Антихриста будут появляться «лжехристы», соблазняющие людей в отступничество от Бога (Мф. 24:24; Мк. 13:5-7, 21-22). Откровение апостола Иоанна Богослова рисует эсхатологическую картину, представляя двух символических чудовищных зверей. Первый хулит Бога, заставляет поклоняться себе и преследует истинных верующих (13:1-10). Второй совершает ложные чудеса и соблазняет людей, чтобы привести их к поклонению первому зверю (13:1-17). В книге пророка Даниила и в Откровении апостола Иоанна Богослова Антихрист изображается как могущественный и суровый завоеватель, который будет вести войны со многими царями и победит их, он жестоко покарает непокорных ему (Дан. 7:19-25; 11). О пришествии Антихриста люди будут предупреждены двумя свидетелями - пророками Илией (Мал. 4:5-6; сравни: Мф. 11:14; 17:10-11; параллельные) и Енохом (по преданию, основанному на Иуд. 14); посланные Богом, они будут пророчествовать 1260 дней и по окончании свидетельства убиты Антихристом (Откр. 11:3-8). Но как ни велики будут сила и власть Антихриста и как ни жестока будет брань его против Церкви, «врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18).

Православное и католическое богословие сохраняют представление, основанное на библейской традиции и толкованиях отцов Церкви об ожидаемом грядущем Антихристе и о его предтечах. В современной протестантской теологии он чаще всего отождествляется с антихристианским движением вообще.

АНТИХРИСТИконография. Изображения Антихриста встречаются с 10 века (главным образом в иллюстрациях к Откровению апостола Иоанна Богослова и к толкованиям на него). Он предстаёт либо как фантастический зверь (детали заимствовались из апокалипсических описаний «дракона» и двух «зверей»), либо в человеческом облике (так называемый Бамбергский Апокалипсис, около 1020, и др.). С конца 12 века появляется апокрифический цикл «Жизнь Антихриста», включающий его рождение, убийство праведников Илии и Еноха, ложные чудеса, победу архангела Михаила над Антихристом. В нём Антихрист предстаёт в человеческом обличье, в царских одеждах и короне. С начала 14 века в росписях встречаются композиции Распятия с силуэтом Антихриста под крестом; он имеет человеческое туловище, львиную голову и длинные когти. На иконе «Апокалипсис» из Успенского собора Московского Кремля (конец 15 века) Антихрист показан как царь, восседающий на престоле, с посохом, в далматике и венце; из уст его исходят три жабы. Большое влияние на западноевропейскую изобразительную традицию оказали иллюстрации к Апокалипсису А. Дюрера (1498), где Антихрист представлен в облике крылатого дракона с длинным чешуйчатым хвостом, с семью рогатыми коронованными головами (льва, козла, кабана, василиска и пр.). Как фальшивый двойник Христа Антихрист предстаёт в цикле фресок Л. Синьорелли в соборе в Орвието (1499-1505); изображения Антихриста в облике римских пап использовались в полемике сторонников Реформации с католической церковью (иллюстрации Л. Кранаха Старшего к «Страстям Христа и антихриста» М. Лютера). В более позднее время изображение Антихриста встречается почти исключительно в иллюстрациях к Откровению апостола Иоанна Богослова.

Лит.: Виноградов Н. И. Антихристианство и Антихрист по учению Христа и Апостолов. Н. Новгород, 1883; Беляев А. Д. О безбожии и антихристе. Сергиев Посад, 1898. Репринт. М., 1996. Ч. 1. С. 128-472; Emmerson R.К. Antichrist in the Middle Ages. Seattle, 1984; Jenks G. С. The origins and early development of the Antichrist myth. В., 1991; Peerbolte L.J.L. The antecedents of Antichrist; а traditio-historical study of the earliest Christian views on eschatological opponents. Leiden; N. Y., 1996; Leppin V. Antichrist und Jüngster Tag: Das Profil apokalyptischer Flugschriftenpublizistik im deutschen Luthertum 1548-1618. Gütersloh, 1999; Учение об антихристе в древности и средневековье. СПб., 2000.

И. Л. Бусева-Давыдова (иконография).