Антипедагогика

АНТИПЕДАГОГИКА, течение в педагогике стран Западной Европы и США 1970-90-х годов; представляет собой постмодернистскую (смотри Постмодернизм) антитезу идеалам Просвещения, базирующимся на уверенности в возможности воспитания человека в соответствии с рациональными принципами и идеалами. Антипедагогика возникла в 1970-е годы в США. Среди теоретиков: К. Берейтер (США), М. Маннони (Франция), Р. Шерер, Э. фон Браунмюль, К. Рутчки, Х. фон Шёнебек (все - ФРГ), А. Миллер (Швейцария).

Основной принцип антипедагогики - принцип спонтанной автономии ребёнка уже с момента его рождения. Антипедагогика выдвинула концепции «открытого образования» и «самоопределяемого обучения», в соответствии с которыми цель педагога «поддерживать, а не воспитывать». Антипедагогика утверждала, что воспитание и образование тоталитарны, нацелены на деперсонализацию, враждебны детям. Антипедагогика видела в педагогике более или менее явный террор. Взрослый должен стать другом и партнёром ребёнка. Поддержка как форма отношений между учителем и учеником основывается на понимании того, что ребёнок лучше, чем его родители, и тем более учитель, знает, что ему нужно на любой стадии его жизни. Антипедагогика выступала за упразднение обязательной школы, связывая обязанность посещать школу с пренебрежением права на «самоопределяемое обучение»; провозглашала необходимость «свободного преподавания», в котором ребёнок сам принимает решения о целях образования, его содержании, методах и формах.

Лит.: Braиптuht Е. von. Antipadagogik. Studien zur Abschaffung der Erziehung. Weinheim; Basel, 1975; Winkler М. Stichworte zur Antipadagogik. Stuttg., 1982; Schoenebeck Н. von. Antipadagogik im Dialog: eine Einfuhrung in antipadagogische Denken. Weinheim; Basel, 1989; Огурцов А. П. Постмодернистский образ человека и педагогика // Человек. 2001. №3-4. 

Г. Б. Корнетов.