Воспитание
ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное создание условий для развития личности и её соответствия ценностям и интересам общества. Воспитание направлено на формирование как поведения (например, на овладение своими эмоциями), так и личностно-смысловых компонентов психики. Воспитание в широком смысле понимают как влияние общества на личность, отождествляя его с социализацией (окружающий мир является для ребёнка единой образовательной средой: его воспитывает семья, школа, неформальный круг общения, средства массовой информации и т.п.); в узком смысле воспитание - одна из сторон образования (наряду с обучением), целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов, убеждений и тому подобное. Помимо образовательной работы, воспитание включает организацию жизнедеятельности воспитуемых в учреждениях и группах, создающих условия для их общения и участия в познавательной, духовной, предметно-практической, игровой, спортивной деятельности. Особую роль в воспитании играет искусство, развивающее эмоционально-образную сферу личности и творческие способности.
Реклама
Цели и содержание воспитания специфичны для различных эпох, социальных систем и конкретных институтов воспитания. Процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на человека, а взаимодействие активно решающего свои проблемы воспитанника с различными людьми, группами и институтами воспитания, в котором происходит обмен информацией, способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками и тому подобное. Эффективность этого взаимодействия (диалога воспитателей и воспитанников) определяется тем, какие личности в нём участвуют, насколько они способны ответить на запросы друг друга. В процессе воспитания происходит интериоризация структур и правил социальной деятельности (т. е. их преобразование во внутренние структуры психики, регулирующие деятельность человека) и экстериоризация (преобразование внутренних структур психики в конкретное поведение). В зависимости от условий и целей воспитания применяется множество систем, принципов и методов воспитания (убеждение, поощрение, принуждение, пример, игра, труд, соревнование, критика и т.п.).
По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное воспитание и др. По доминирующим принципам и характеру отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарный, свободный и другие стили воспитания. По содержанию выделяют умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое, половое воспитание и др. Смотри также Свободное воспитание.
Лит.: Кон И. С. Новое педагогическое мышление. М., 1989; он же. Ребенок и общество. М., 2003; Кинелев В. Г., Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М., 1998; Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., 2002; Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2004; Ушинский К. Человек как предмет воспитания. М., 2004; Фребель Ф. Будем жить для наших детей. М., 2005; Корчак Я. Как любить ребенка. Екатеринбург, 2005.