Антисфен

АНТИСФЕН (Αντισθ?νης) из Афин (около 445 - около 365 до нашей эры), древнегреческий философ-моралист. Ученик и преданный друг Сократа, присутствовавший на его последней беседе (Платон, «Федон», 59 b). Отличился в битве при Танагре (426 год до нашей эры) во время Пелопоннесской войны.

Автор многочисленных сочинений по этике, политике, теории познания, философии языка, риторике, литературной критике, а также сократических диалогов, декламаций и диатриб против разных лиц (сохранились фрагменты; биография и список сочинений Антисфена - в «Жизнеописаниях философов» Диогена Лаэртия, кн. 6). После смерти Сократа основал школу в афинском пригороде Киносарг (где находился гимназий для детей из малоимущих семей) и, согласно эллинистическим источникам, был учителем Диогена Синопского и основателем кинической школы (в отличие от киников Антисфен не проповедовал эпатирующего «бесстыдства»); полемизировал с Платоном и оказал формирующее влияние на ригористическое направление в стоической этике. Признавал добродетель (моральное совершенство) единственным и достаточным условием счастья, презирал роскошь и удовольствия («лучше сойти с ума, чем хоть раз испытать удовольствие»), считал страдание благом, восхищался «Сократовской силой духа» и проповедовал идеал внутренней свободы мудреца, критиковал афинское общество, в том числе институт рабства и дискриминацию женщин, отвергал политеистическую религию как чистую условность («по природе существует лишь один бог»). В логике и эпистемологии предложил теорию определения, согласно которой определению подлежат только сложные сущности (через перечисление составляющих их элементов), тогда как простые сущности не могут быть определены, но лишь поименованы (эта теория критикуется в «Теэтете» Платона).

Соч.: [Фрагменты и свидетельства] // Socratis et Socraticorum Reliquiae / Ed. by G. Giannantoni. Napoli, 1990. Vol. 2. Р. 137-225. Лит.: Rankin Н. Antisthenes Sokratikos. Amst., 1986. 

А. В. Лебедев.