Антоний Печерский
АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (в миру Антипа) (около 983, Любеч, ныне Черниговская область, Украина - 1073), преподобный, один из основоположников монашества в Киевской Руси, основатель Киево-Печерского монастыря (смотри Киево-Печерская лавра).
Немногочисленные сведения об Антонии Печерском сохранились в «Повести временных лет» и Киево-Печерском патерике. По преданию, принял постриг в одном из монастырей Святой горы Афон. Согласно редакции Киево-Печерского патерика, датируемой 1462 годом, Антоний Печерский возвратился на Русь после смерти святого князя Владимира Святославича (1015), но из-за княжеской междоусобицы вновь ушёл на Афон. Второе возвращение Антония Печерского в Киев по различным источникам датируется началом 1030-х годов или, что более достоверно, около 1051 года. Поселился на берегу реки Днепр, близ села Берестово под Киевом, в пещере (ныне - так называемые Дальние, или Феодосиевы, пещеры Киево-Печерской лавры). Первоначально Антоний Печерский жил как отшельник. Но уже в 1050-х годах вокруг него стали собираться ученики, в числе которых - Никон Великий (летописец). С ростом числа монашествующих Антоний Печерский оставил игуменство, а сам удалился в другую пещеру (ныне - так называемые Ближние, или Антониевы, пещеры Киево-Печерской лавры). Живя здесь отшельником, Антоний Печерский продолжал осуществлять духовное руководство братией. Продолжателем дела Антония Печерского стал его ученик Феодосий Печерский.
Реклама
Около 1069 года произошёл конфликт между Антонием Печерским и великим князем Изяславом Ярославичем. Антоний Печерский был вынужден укрыться от княжеского гнева в Чернигове, у Святослава Ярославича. Здесь Антоний Печерский основал Болдинский пещерный монастырь. Антоний Печерский вернулся в Киев только после того, как Святослав, изгнав Изяслава, стал княжить в столице Руси (весна 1073 года). В том же 1073 году Антоний Печерский указал место закладки каменного Успенского собора Киево-Печерского монастыря. Вскоре Антоний Печерский скончался и согласно завещанию был погребён в своей пещере. Мощи Антония Печерского и поныне находятся «под спудом» в Ближних пещерах.
Древнейшим из сохранившихся иконописных изображений Антония Печерского является его образ на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери (около 1288 года), хотя в Киево-Печерском патерике уже в 12 веке упоминаются иконы Антония Печерского. В созданных в Северо-Восточной Руси на рубеже 14-15 веков списках Пролога появляется «Слово об Антонии», возможно, составленное в более раннее время. В середине - 3-й четверти 15 века на основе «Слова» создано житие Антония Печерского. С 14 века известны храмы, посвящённые Антонию Печерскому (чаще всего - совместно с преподобным Феодосием Печерским). Древнейшая церковная служба Антония Печерского составлена в 1459-61 годах в Великом Новгороде Пахомием Сербом по заказу архиепископа Ионы. Дни памяти отмечаются: 10(23) июля, 2(15) сентября, 28 сентября (11 октября) - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.
Источн.: Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911; Полное собрание русских летописей. 2-е изд. СПб., 1908. Т. 2; То же. Л., 1926-1928. Т. 1.
Лит.: Шахматов А.А. Житие Антония Печерского и Киевская летопись // Журнал Министерства народного просвещения. 1898. № 3; Розанов С. П. К вопросу о Житии преподобный Антония Печерского // Известия Отделения русского языка и словесности. 1914. Вып. 19/1; Thomson F.J. Saint Anthony of Kiev - the facts and the fiction: the legend of the Blessing of Athos upon early russian monasticism // СТЕФАНОС: Studia byzantina ac slavica Vladimiro Vavrinek ad annum sexagesimum quintum dedicata. Praha, 1995 (Bsl. Т. 56/1-3); Назаренко А. В., Турилов А.А., Черномаз И. Б. Антоний, преподобный Печерский// Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2; Артамонов Ю. А. К истории Жития Антония Печерского//Средневековая Русь. М., 2001. Вып. 3. В. И. Петрушка.