Антоний Печерский

АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (в миру Антипа) (около 983, Любеч, ныне Черниговская область, Украина - 1073), преподобный, один из основоположников монашества в Киевской Руси, основатель Киево-Печерского монастыря (смотри Киево-Печерская лавра).

Немногочисленные сведения об Антонии Печерском сохранились в «Повести временных лет» и Киево-Печерском патерике. По преданию, принял постриг в одном из монастырей Святой горы Афон. Согласно редакции Киево-Печерского патерика, датируемой 1462 годом, Антоний Печерский возвратился на Русь после смерти святого князя Владимира Святославича (1015), но из-за княжеской междоусобицы вновь ушёл на Афон. Второе возвращение Антония Печерского в Киев по различным источникам датируется началом 1030-х годов или, что более достоверно, около 1051 года. Поселился на берегу реки Днепр, близ села Берестово под Киевом, в пещере (ныне - так называемые Дальние, или Феодосиевы, пещеры Киево-Печерской лавры). Первоначально Антоний Печерский жил как отшельник. Но уже в 1050-х годах вокруг него стали собираться ученики, в числе которых - Никон Великий (летописец). С ростом числа монашествующих Антоний Печерский оставил игуменство, а сам удалился в другую пещеру (ныне - так называемые Ближние, или Антониевы, пещеры Киево-Печерской лавры). Живя здесь отшельником, Антоний Печерский продолжал осуществлять духовное руководство братией. Продолжателем дела Антония Печерского стал его ученик Феодосий Печерский.

Реклама

АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙОколо 1069 года произошёл конфликт между Антонием Печерским и великим князем Изяславом Ярославичем. Антоний Печерский был вынужден укрыться от княжеского гнева в Чернигове, у Святослава Ярославича. Здесь Антоний Печерский основал Болдинский пещерный монастырь. Антоний Печерский вернулся в Киев только после того, как Святослав, изгнав Изяслава, стал княжить в столице Руси (весна 1073 года). В том же 1073 году Антоний Печерский указал место закладки каменного Успенского собора Киево-Печерского монастыря. Вскоре Антоний Печерский скончался и согласно завещанию был погребён в своей пещере. Мощи Антония Печерского и поныне находятся «под спудом» в Ближних пещерах.

Древнейшим из сохранившихся иконописных изображений Антония Печерского является его образ на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери (около 1288 года), хотя в Киево-Печерском патерике уже в 12 веке упоминаются иконы Антония Печерского. В созданных в Северо-Восточной Руси на рубеже 14-15 веков списках Пролога появляется «Слово об Антонии», возможно, составленное в более раннее время. В середине - 3-й четверти 15 века на основе «Слова» создано житие Антония Печерского. С 14 века известны храмы, посвящённые Антонию Печерскому (чаще всего - совместно с преподобным Феодосием Печерским). Древнейшая церковная служба Антония Печерского составлена в 1459-61 годах в Великом Новгороде Пахомием Сербом по заказу архиепископа Ионы. Дни памяти отмечаются: 10(23) июля, 2(15) сентября, 28 сентября (11 октября) - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.

Источн.: Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911; Полное собрание русских летописей. 2-е изд. СПб., 1908. Т. 2; То же. Л., 1926-1928. Т. 1.

Лит.: Шахматов А.А. Житие Антония Печерского и Киевская летопись // Журнал Министерства народного просвещения. 1898. № 3; Розанов С. П. К вопросу о Житии преподобный Антония Печерского // Известия Отделения русского языка и словесности. 1914. Вып. 19/1; Thomson F.J. Saint Anthony of Kiev - the facts and the fiction: the legend of the Blessing of Athos upon early russian monasticism // СТЕФАНОС: Studia byzantina ac slavica Vladimiro Vavrinek ad annum sexagesimum quintum dedicata. Praha, 1995 (Bsl. Т. 56/1-3); Назаренко А. В., Турилов А.А., Черномаз И. Б. Антоний, преподобный Печерский// Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2; Артамонов Ю. А. К истории Жития Антония Печерского//Средневековая Русь. М., 2001. Вып. 3. В. И. Петрушка.