Антропный Принцип

АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП (АП) в космологии и философии, связывает факт существования человека с фундаментальными свойствами нашей Вселенной (Метагалактики), наличием у неё именно тех параметров и численных значений ряда физических констант (массы электрона и протона, постоянных сильного и слабого ядерных взаимодействий, трёхмерности пространства и др.), которые мы наблюдаем.

В рамках теоретической физики и химии показано, что небольшое изменение этих величин коренным образом изменило бы свойства Вселенной и сделало бы невозможным существование в ней ядер, атомов, молекул, звёзд, а следовательно, живых существ и самого человека. Термин «АП» был введён английским математиком Б. Картером (1973 год). Согласно его определению АП, то, что мы ожидаем наблюдать во Вселенной, ограничено условиями нашего существования как наблюдателей. Общепринятой формулировки АП нет, существует множество его модификаций и различных по смыслу научных и философских интерпретаций. Идея АП высказывалась многими античными философами, развитие его в науке прошло три основных этапа: дорелятивистский, релятивистский, квантово-релятивистский.

В дорелятивистской форме АП был высказан английским естествоиспытателем А. Уоллесом (1897 год). Доказывая, что человек на Земле мог появиться лишь в той Вселенной, которую мы наблюдаем, Уоллес видел в этом не случайное стечение обстоятельств, но цель, поставленную трансцендентным разумом. Австрийский физик Л. Больцман рассматривал наблюдаемую часть Вселенной как гигантскую флуктуацию, которая смогла породить человека.

Релятивистский этап связан с попытками ответить на вопросы: «Почему из множества моделей Вселенной с разнообразными свойствами осуществилась именно та, которая описывает наблюдаемые свойства Вселенной?», «В чём состоит причина "тонкой подстройки" фундаментальных констант и параметров, наблюдаемых в нашей Вселенной?». Ответ ряда космологов, считающийся иногда формулировкой АП: «Мы наблюдаем Вселенную с определёнными свойствами потому, что во Вселенной с другими свойствами нас бы просто не было».

Исследование АП в релятивистской космологии было начато в 1950-60-е годы А. Л. Зельмановым и Г. М. Идлисом, констатировавшими связь между условиями, допускающими развитие жизни и познающего субъекта, наблюдателя, с одной стороны, и наблюдаемыми свойствами расширяющейся Метагалактики - с другой. Проблема «тонкой подстройки» фундаментальных констант была поставлена в контексте АП английскими физиками Р. Дикке и особенно Б. Картером, введшим понятия слабого и сильного АП. Согласно слабому АП, человек мог появиться не на любом этапе эволюции Метагалактики, а лишь тогда, когда в ней возникли соответствующие условия. В основе сильного АП - утверждение, что Вселенная и, следовательно, фундаментальные параметры, от которых зависят её свойства, должны быть такими, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось появление человека (наблюдателя). Одна из интерпретаций сильного АП состоит в том, что наша Вселенная была «запрограммирована» некой трансцендентной силой на появление в ней человека (наблюдателя).

На физическом уровне АП часто объясняют на основе модели «ансамбля вселенных», выдвинутой Б. Картером: «Существует множество вселенных с разнообразными сочетаниями свойств и фундаментальных констант, и в некотором подмножестве таких вселенных (включая нашу) сочетания констант случайно оказались благоприятными для появления наблюдателя». Синергетическая интерпретация АП рассматривает человека (наблюдателя) как структуру, потенциально заключённую в нелинейной системе, какой является наша Метагалактика (так называемая новая телеономия С. П. Курдюмова). Отмечалось также, что сильный АП можно заменить «принципом целесообразности», не апеллирующим к существованию человека: физические законы и значения входящих в них фундаментальных констант необходимы и достаточны для существования основных физических состояний вещества во Вселенной, делающих возможным появление человека (наблюдателя) (российский физик И. Л. Розенталь).

На философском уровне проводится аналогия между АП и доказательством существования Бога (английский астрофизик Ф. Хойл, канадский теолог Дж. Лесли и др.): «Мир обнаруживает такую степень гармонии, что должен быть творением разумного конструктора ("сверхинтеллекта")». Согласно религиозно-телеологической интерпретации АП, человек - это цель эволюции Вселенной, заложенная в неё трансцендентным фактором. С другой стороны, сильный АП истолковывается как проявление спонтанности процессов бытия, а «запрограммированность» Вселенной на появление человека - как свойство самоорганизующейся природы.

Выдвинутый в 1980-е годы английским космологом Ф. Типлером финалистский АП исходит из того, что в начальных условиях возникновения нашей Вселенной были заложены не только её наблюдаемая структура, но и будущее, связанное с вечностью разумной жизни, непрекращающимся производством информации.

В 1980-е годы американский физик Дж. А. Уилер выдвинул в концептуальных рамках квантовой космологии так называемый принцип участия («соучастия» наблюдателя в создании научных образов Вселенной) - свойства Вселенной определяются не только природой, но и теми измерительными процедурами, которые совершает наблюдатель, подобно тому как это происходит в квантовой механике, так что обычная постановка вопроса: «Вот Вселенная, каким должен быть человек?» может быть заменена на противоположную: «Вот человек, какой должна быть Вселенная?».

Вселенная, для существования в ней антропоморфной жизни, должна иметь большие масштабы, её геометрическая структура должна быть близка к плоской, а распределение вещества в ней - однородным и изотропным. Именно таковы свойства нашей Вселенной, которые описывает современная инфляционная космология.

Эвристическая роль АП в науке и культуре оценивается по-разному. В нём видят и единственную систематическую попытку научно объяснить структуру физического мира (английский космолог П. Дейвис), оправдывающую себя в релятивистской (Б. Картер) и инфляционной космологии (российский физик А. Д. Линде), и тривиальный пример ошибочного научного объяснения, ибо ответ на вопрос: «Почему Вселенная такова, какой мы её наблюдаем?», должна дать новая единая физическая теория. Высказывается также точка зрения, что ситуация, зафиксированная АП, может быть понята лишь после построения теории самоорганизующегося вакуума, спонтанная флуктуация которого породила нашу Вселенную.

Лит.: Уоллес А. Р. Место человека во Вселенной. СПб., 1904; Картер Б. Совпадения больших чисел и антропологический принцип в космологии//Космология: теории и наблюдения. М., 1978; Новиков И. Д., Полнарев А. Г., Розенталь И. Л. Численные значения фундаментальных постоянных и антропный принцип // Проблема поиска жизни во Вселенной. М., 1986; Barrow J. D., Tipler F.J. The anthropic cosmological principle. Oxf.; N. Y., 1986; Розенталь И. Л. Геометрия, динамика, Вселенная. М., 1987; Астрономия и современная картина мира. М., 1996; Князева Е. Н.. Курдюмов С. П. Основания синергетики. СПб., 2002.

В. В. Казютинский.

Связанные статьи

Следующая:
Антропо...
Предыдущая:
Антрит