Антверпен
АНТВЕРПЕН, Анвер (фламандский Antwerpen, французский Anvers; название от фламандского Aen’t wert - у верфи), город на севере Бельгии, во Фландрии, административный центр провинции Антверпен. Население 451 тысяч человек (с пригородами 955 тысяч человек, 2004). Расположен на реке Шельда и канале Альберта, в 90 км от Северного моря. Один из крупнейших морских портов мира: в Европе занимает 2-е место по грузообороту (132 миллион тонн в 2002) после Роттердама и 3-е - по контейнерным перевозкам после Роттердама и Гамбурга (длина причальных линий около 130 км; около 1/2 обрабатываемых грузов - уголь, руды, удобрения, около 1/3 - нефть и нефтепродукты). Имеет важное транзитное значение (около 40% грузооборота). Международный аэропорт (1931, архитектор С. Ясински).
Впервые Антверпен упоминается в 726 году. С 1008 года резиденция маркграфа. Около 1100 присоединён к герцогству Брабант. В 1291 году получил городское право. С 1313 года в составе Ганзы, играл важную роль в посреднической торговле с Англией. С 1430 года под властью Бургундского герцогства, с 1477 - во владении Габсбургов. С 12 века развивается как центр ремёсел и торговли, к середине 16 века превратился в торговый и финансовый центр мирового значения и один из богатейших городов Европы. Во время Нидерландской революции 16 века стал ареной острой политической борьбы (Иконоборческое восстание 1566 и др.). В 1576 году разорён испанскими войсками, после чего в 1579 году присоединился к Утрехтской унии. В 1585 году захвачен испанцами. Испанское господство, блокада устья реки Шельда голландцами с 1609, затем её закрытие для торговли по условиям Вестфальского мира 1648 года лишили Антверпен былого экономического значения. В 1815-30 годах в составе Нидерландского Королевства, с 1830 - в Королевстве Бельгия. После выкупа бельгийским правительством у Нидерландов права торговли по реке Шельда (1863) вновь приобрёл значение крупного торгового центра.
Реклама
Город разделён рекой, но не имеет мостов (берега соединены туннелями, проложенными под рекой Шельда). Живописная старая часть Антверпена расположена на высоком берегу реки. Рядом с романским замком Стен (перестроен в позднеготическом стиле в 1520-21; ныне Национальный морской музей) возвышается готический 7-нефный кафедральный собор Нотр-Дам (Онзеливе-Врауэкерк, 1352-1616, архитектор И. П. Аппелманс; северная башня собора в стиле пламенеющей готики, 1521-30; алтарные картины П. П. Рубенса и витражи 16-17 века). Там же находятся капеллы Святого Николая (14 век) и Бургундская (15 век), церковь Святого Иакова (1491-1507; надгробие Рубенса). Ренессансные церкви Святого Антония Падуанского (1589), Святого Павла (16 век), барочные церкви Святого Августина (1615-18; алтарные картины Рубенса, Я. Иорданса, А. Ван Дейка) и Святого Карла Борромея (1615-21, архитекторы П. Хёйссенс и Ф. Агийон); ренессансная Ратуша (1561-65, архитектор К. Флорис), перед ней - «Фонтан Брабо» (1887, скульптор Ж. М. Т. Ламбо). Среди других памятников - «Старая биржа» (1515), патрицианские дома 16-18 века в стиле барокко, в том числе: Дом бургомистра Н. Рококса, Дом Ван Сустерена-Роозе (позднее Королевский дворец, 1743-45; ныне Международный культурный центр) и «Австрийский дворец» (1749, ныне Банк Париба; оба - архитектор Я. П. ван Баурсхейдт); классицистическое здание Королевского голландского театра (1827-34, архитектор П. Бурла; ныне Королевский национальный театр). На месте снесённых крепостных стен 16 века проложено полукольцо бульваров, отделяющих старый город от новой его части, где разместились кварталы с современными зданиями, широкими улицами, площадями и парками. В новых районах преобладает эклектическая застройка; неоготическое здание Биржи (1868-72, архитектор Й. Схадде), неоренессансный Центральный вокзал (1895-1905, архитектор Л. де ла Сенсери), здания в стилях модерн (район Когелс - Осилей) и ар деко; высотное здание «Торенгебау» (1930-31, архитекторы Ж. ван Хумакер, И. Смолдерен и Э. ван Авербеке; считается первым небоскрёбом в Европе). Жилые комплексы Кил (1950-55, архитектор Р. Брам и др.), Люхтбал (1955, архитектор Х. ван Кёйк) и др. Ряд предприятий расположены вдоль реки Шельда; внешнее кольцо города составляют промышленные районы (почти непрерывная полоса заводов и жилых рабочих кварталов). Неотъемлемая часть пейзажа - многочисленные цилиндрические нефтехранилища и сферические газгольдеры.
В Антверпене находятся Королевская академия изящных искусств (основана в 1663), Коммерческий и Колониальный институты; Королевская консерватория. Музей истории, археологии и прикладных искусств (в здании «Дома мясников», 1501—1503, архитектор Х. Де Вагемакере), Королевский музей изящных искусств (с 1810; необарочное здание 1877-90, архитекторы Ж. Ж. Виндерс и Ф. ван Дик; коллекция западноевропейского искусства), Дом типографов 16-17 века К. Плантена и Б. Моретуса (построен в 1576-80; музей с 1876), Музей Ф. Майера ван ден Берга (с 1904, собрание старонидерландской живописи и скульптуры), Городской гравюрный кабинет (с 1938), Музей Смидта ван Гелдера (с 1950; собрание прикладного искусства), Музей скульптуры на открытом воздухе в парке Мидделхейм (с 1950), Дом Рубенса (около 1610-18, по проекту Рубенса; музей с 1946), Дом Я. Иорданса (построен в 1641), Музей современного искусства (с 1987). Балет Фландрии (с 1969), Нидерландский камерный театр. В 1920 году в Антверпене проводились Игры VII Олимпиады. Традиционные теннисные женские турниры. Футбольный клуб «Антверпен» (в 1993 году выиграл Кубок кубков).
Современный Антверпен - второй по численности населения (после Брюсселя) город страны, важный индустриальный, транспортный и торгово-финансовый центр европейского значения. Промышленность базируется в основном на переработке импортного сырья. Антверпен (с пригородами) - один из крупнейших западноевропейских центров химии (удобрения, лаки, краски) и нефтехимии (пластмассы, полиэтилен, синтетический каучук и др.; компании «Байер» и «БАСФ»), производства кинофотоплёнки («Агфа-Гевард» в Мортселе). Крупный национальный центр нефтепереработки (нефть поступает морем, а также по нефтепроводу из Роттердама), судостроения, цветной металлургии, сборки автомобилей (заводы «Дженерал моторс») и тракторов («Форд трактор»), электротехники и электроники, производства алмазных буровых инструментов, деревообработки, бумажной и пищевой промышленности. Мировой центр гранения алмазов, торговли бриллиантами и их реэкспорта (Музей алмазов, с 1988).
На севере агломерации, в Дуле, - 4 крупные АЭС.
Лит.: Gеnard P. Anvers à travers les âges. Brux., 1886-1892. Vol. 1-2; Герман М.Ю. Антверпен. Гент. Брюгге. Города старой Фландрии. М., 1974; Tijs R. Antwerpen: historisch portret van een stad. Tielt, 2001.
Л.А. Аксёнова, А.С. Намазова, В. М. Паппе.