Апокрифы

АПОКРИФЫ (греческий απ?κρυφος - тайный, скрытый, сокровенный), произведения религиозной литературы (иудейской и христианской), посвящённые по преимуществу событиям и лицам Священной (ветхой новозаветной) и церковной истории, не включённые в канон Церковью (а ветхозаветные - также и иудейской синагогой). В жанровом отношении апокрифы в большинстве случаев соответствуют каноническим библейским памятникам. Условно, в соответствии с церковной практикой (для разных эпох, стран и поместных церквей достаточно индивидуальной), все апокрифы можно разделить на 3 основные группы:

1) так называемые псевдоканонические, или квазиканонические, которые включаются в сборники уставных чтений («Слово Иоанна Богослова на Успение Богоматери» и др.), иногда помещаются (в средневековые рукописные традиции) в качестве предисловия к книгам Священного Писания;

2) неканонические, тематически, структурно и сюжетно сходные с каноническим текстами; к ним относится большинство ветхозаветных и новозаветных апокрифов;

Реклама

3) антиканонические; таковыми считаются главным образом сочинения, отражающие элементы еретических (гностических, дуалистических) учений. В отдельную группу выделяют апокрифические правила, молитвы.

После установления библейского канона Лаодикийским собором (4 век) апокрифы были отвергнуты церковью. Апокрифы вносились в специальные перечни текстов (индексы), не допускавшие их к чтению и распространению среди христиан. Первый такой индекс был составлен Евсевием (до 265 - около 340), где были выделены 3 категории сочинений: канонические книги; допускаемые к чтению; «отречённые». 496 годом датируется список «истинных и ложных» писаний, утверждённый декретом папы Геласия I (492-496).

Ветхозаветные апокрифы - понятие, не одинаково трактуемое в традиции разных христианских церквей. В православном и католическом понимании к ветхозаветным апокрифам относятся произведения религиозной литературы, по содержанию следующие каноническим книгам Ветхого Завета, однако не включённые в канон Священного Писания ни христианской церковью, ни иудейской синагогой. Большинство таких произведений возникли ещё в дохристианское и раннехристианское время в иудейской среде и первоначально зафиксированы на древнееврейском и арамейском языках. В протестантской традиции эта группа текстов называется не апокрифами, а псевдоэпиграфами. В православном богословии выделяют ряд книг, которые относятся к группе неканонических (2 Езд., Тов., Иф., Прем., Сир., Посл. Пер., Вар., 1, 2, 3 Макк., 3 Езд., добавления к книгам Дан. и Есф.), второканонических, или «девтероканонических», - в католическом богословии. В протестантской традиции эти книги именуются собственно апокрифами. Они возникли ещё в дохристианскую эпоху и вошли в состав канона греческой Септуагинты, а затем латинской Вульгаты.

С точки зрения литературной формы можно выделить прозаические, оформленные как легендарно-историческое повествование, апокрифы: «Книга юбилеев» (2 век до нашей эры); «Мученичество и вознесение Исаии» (2 век до нашей эры - 4 век нашей эры); «Житие Адама и Евы» (1 век нашей эры); «Жития пророков» (1 век нашей эры); «4-я Книга Варуха» (1-2 века нашей эры) и др. Среди прозаических ветхозаветных апокрифов выделяется группа сочинений философско-нравоучительного характера: «Повесть об Ахикаре» (7-6 века до нашей эры); «4-я Книга Маккавеев» (1 век нашей эры). К ветхозаветным апокрифам относится также большая группа сочинений, написанных в жанре апокалипсиса (смотри Апокалиптика): «Книги Еноха» (2 век до нашей эры - 5 век нашей эры); «Сивиллины оракулы» (2 век до нашей эры—7 век нашей эры); «Трактат Сима» (1 век нашей эры); «Апокалипсис Софонии» (1 век до нашей эры - 2 век нашей эры); «4-я Книга Ездры» (1 век нашей эры), «Апокалипсис Ездры» (2-9 века нашей эры), «Видение Ездры» (4-7 века нашей эры) и многие др. К этой группе примыкают сочинения, написанные в жанре завещания: «Завещания двенадцати патриархов» (2 век до нашей эры); «Завещание Иова» (1 век до нашей эры - 1 век нашей эры); «Завещания трёх патриархов» (1-3 века нашей эры) и др.

Поэтические ветхозаветные апокрифы можно разделить на апокрифические молитвы («Молитва Иосифа», 1 век нашей эры; «Молитва Иакова», 1-4 века нашей эры) и гимны, написанные по правилам древнееврейского стихосложения (апокрифические псалмы, N9 151- 155; «Псалмы Соломона», 1 век до нашей эры; «Оды Соломона», 1 - начало 2 века нашей эры).

Новозаветные апокрифы. В научной литературе выделяются следующие признаки новозаветных апокрифов: преобладающая христианская направленность; наличие дополнительных сведений о персонажах и событиях, известных по Новому Завету; по своей литературной форме, жанровой принадлежности и наименованию они должны соответствовать сочинениям Нового Завета - Евангелиям и деяниям. Таковы «Евангелие от евреев», «Евангелие от египтян», «Евангелие эбионитов», «Протоевангелие Иакова» (2 век), «Евангелие Псевдо-Фомы» (описание детства Иисуса Христа), «Евангелие от Петра» (1-я половина 2 века, описание Страстей и Воскресения) и др.; «Деяния Иуды Фомы» (1-я половина 3 века), «Деяния Иоанна» (1-я половина 2 века), «Деяния Павла» (до конца 2 века) и др. С 4 века был известен сборник, составленный неким Левкием Харином, который систематизировал разрозненные тексты апокрифических деяний и обработал их в гностическом или манихейском духе. С этим сборником был знаком патриарх Константинопольский святитель Фoтий (9 век), краткие выдержки из него сохранились и в Деяниях 7-го Вселенского собора, осудившего этот сборник как еретический. В 6 веке была составлена на латинский язык «История апостолов», приписанная Авдию, епископу Вавилонскому. «Большие» апокрифические деяния послужили образцом и дали фактический материал для написания «малых» («Деяния Иоанна», 6 век, «История Иоанна», «Добродетели и мученичество Иоанна» и др.).

Апокрифические послания излагают в эпистолярной форме наставления в вере и христианском образе жизни, разъясняют различные христианские догматы («3-е послание апостола Павла к Коринфянам», вошедшее в «Деяния Павла»; «Послание Павла к Лаодикийцам»). На латинском языке известна переписка из 14 писем между апостолом Павлом и римским философом-стоиком Сенекой (3 век). Среди многочисленных произведений христианской апокалиптической литературы лишь несколько сочинений могут быть отнесены к жанру апокрифических апокалипсисов («Апокалипсис Петра», 1-я половина 2 века; «Апокалипсис Марии», 9 век).

В ранневизантийское время предметом апокрифов, приписываемых обычно отцам Церкви, являются, как правило, толкования по вопросам литургики, церковных обрядов, Священного Писания и Священной истории («Беседа трёх святителей», «Толкование свыше Григория о божественной литургии», интерполированные ответы свыше Афанасия Александрийского на вопросы Антиоха и др.), апокрифические хождения к земному раю («Хождение Агапия в рай», «Житие святого Макария Римского»). Актуальным и периодически востребованным на протяжении всего периода Средневековья остаётся жанр откровений и видений, повлиявший также на большие агиографические сочинения («Житие Василия Нового», «Житие Андрея Юродивого» и др.).

Первые славянские переводы апокрифов появились, по-видимому, не ранее конца 9 века и не позднее начала 11 века в Болгарии, на что в значительной степени повлияло возникшее в Болгарии в 10 веке учение богомилов. В древнерусскую книжность апокрифы проникли вскоре после Крещения Руси через южнославянское посредство и воспринимались в качестве развёрнутых комментариев к библейским текстам наряду с их богословско-догматическими толкованиями. С рядом ветхозаветных апокрифов древнерусские книжники знакомились через Толковую Палею и Историческую Палею и Хронографы, «Хронику Георгия Амартола». Апокрифические сюжеты о пророке Моисее и большой фрагмент апокрифического «Откровения Мефодия Патарского» вошли в «Повесть временных лет» (начало 12 века). Большой интерес к апокрифам существовал у старообрядцев, чаще всего встречаются эсхатологические апокрифы: «Видение апостола Павла», «Хождение Богородицы по мукам», «Сон Богородицы», «Хождение старца Агапия в рай» и др. Полемика между старообрядческими согласиями обусловила появление в 18-19 веках ряда самобытных апокрифических сочинений (Седмитолковый апокалипсис, «Книга Евстафия богослова об антихристе», «Толкование Амфилохиево вторыя песни Моисеовы», «Слово от старчества, в немже инок Захария беседова к ученику своему Стефану об антихристе» и др.).

Лит.: Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1872, Яцимирский А. И. Библиографический обзор апокрифов в южнославянской и русской письменности. П., 1921. Вып. 1: Апокрифы ветхозаветные; Мещерская Е. Н. Ветхозаветные апокрифы в сирийской литературе // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1991. Т. 24; Lehnhardt А. Bibliographie zu den jгdischen Schriften aus hellenistisch-romischer Zeit. Gгtersloh, 1999.

К. В. Н.