Аполлинарианство

АПОЛЛИНАРИАНСТВО, учение Аполлинария (7-390), епископа Лаодикии Сирийской, осуждённое 2-м Вселенским собором христианской церкви (381) как еретическое.

Авторитет Аполлинария, образованнейшего человека своего времени, был очень высок, он был другом и единомышленником святителей Афанасия Великого и Василия Великого, на 1-м Вселенском соборе защищал православие от арианства.

Аполлинарий утверждал, что во Христе Бог и плоть составили единую сложную природу, ибо единство Лица возможно только при единстве природы. Если бы Бог соединился с совершенным (т.е. полным) человеком, состоящим из духа (ума), души и тела, то не могло образоваться совершенного единства и оказалось бы два сосуществующих начала. По Аполлинарию, человечество Христа, уступая место Божеству, должно было быть несовершенным. Он утверждал, что человеческий «ум» не был воспринят и его место заняло Божественное Слово: одушевлённое тело Христа неразрывно «осуществилось» и «срослось» со Словом, которое стало в нём началом действия и как бы перешло в новый образ существования - в единстве воплощённой природы Бога Слова. Совершилось, таким образом, воплощение, но не вочеловечение. Учение Аполлинария, получившее название монофизитства, типично для Александрийской школы богословия, утверждавшей во Христе прежде всего единство. Аполлинарианство имело много последователей.

Реклама

Вопрос о соединении в одном Лице Богочеловека двух природ представлял большую сложность для уяснения и точного богословского определения. Лишь позднее трудами Григория Нисского и Григория Богослова было сформулировано православное учение о единстве двух природ в одной Ипостаси, что подготовило вероопределение 4-го Вселенского собора (451).

Борьба с учением Аполлинария началась уже с Александрийского собора 362 года. Против Аполлинарианства резко выступал святой Василий Великий [Ер. 255 (263); 257 (265)]. Позднее оно было осуждено поместными Римскими соборами 376, 377 и, наконец, 4-м Вселенским собором.

Лит.: Спасский А. Историческая судьба произведений Аполлинария Лаодикийского. Сергиев Посад, 1895; Voisin G. L’ apollinarisme. Р., 1901; Quasten J. Patrology. Utrecht; Brux., 1975. Vol. 3; Prestige G. L. Fathers and Heretics. L., 1977; Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. М., 1994. Т. 4. С. 134— 156; Карташев А. В. Вселенские соборы. М., 1994. С. 188-191; Булгаков С., протоиерей Агнец Божий. М., 2000. С. 23-42.

Л. В. Литвинова.