Аполлон (Бог)
АПОЛЛОН (‘Απ?λλων), в греческой религии и мифологии олимпийский бог.
Классический образ Аполлона сочетал архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского происхождения (отсюда разнообразие его функций - как губительных, так и благодетельных, совмещение в нём мрачных и светлых сторон). Сын Зевса и Лето, брат Артемиды. Аполлон родился на плавучем острове Астерия (Делос), принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила ступать на твёрдую землю. Аполлон рано возмужал и ещё совсем юным убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. Аполлон поразил своими стрелами пытавшегося оскорбить Лето великана Тития, киклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами и титанами. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом. Наряду с губительными, Аполлону присущи целительные действия; он врач, или Пеон, Алексикакос, защитник от зла и болезней. Позднее Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. Аполлон - пророк и оракул, мыслился даже «водителем судьбы» - Мойрагетом. Аполлон - пастух (Номий) и охранитель стад. Он основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племён, «отчий». Иногда эти черты Аполлона связаны с мифами о служении людям, на которые посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом Аполлона. Когда сын Аполлона, врачеватель Асклепий, за попытки воскресить людей был поражён молнией Зевса, Аполлон перебил киклопов и в наказание был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту. Аполлон - музыкант, кифару он получил в обмен на коров от Гермеса. Он покровитель певцов и музыкантов, Мусагет - предводитель муз, который жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке. Для архаического образа Аполлона характерна близость к земледелию и пастушеству. Он - Дафний, то есть лавровый. Зооморфизм Аполлон проявляется в его связи и даже полном отождествлении с вороном, лебедем, мышью, волком, бараном. Он - Сминфей («мышиный»), но он спаситель от мышей. Эпитет Ликейский («волчий») указывает на Аполлона как на хранителя от волков и как на волка. Черты Аполлона, связанные с периодом господства женского начала, сказываются в его имени по матери - Летоид. На более поздней ступени архаики Аполлон - охотник и пастух. Характерное для первобытного мышления представление о взаимопронизанности жизни и смерти не миновало и образ Аполлона; на этой поздней ступени архаики он демон смерти, убийства, даже освящённых ритуалом человеческих жертвоприношений, но он и целитель, отвратитель бед, Апотропей («отвратитель»), Простат («заступник»).
Реклама
На стадии олимпийской мифологии в этом мрачном божестве обнаруживается устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, наделяет их мудростью и обучает искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права. Зооморфные черты Аполлона становятся лишь рудиментарными атрибутами. Архаические черты Аполлона связаны также с его догреческим, малоазийским происхождением, подтверждающимся тем, что в Троянской войне Аполлон защищает троянцев и особенно почитается в Троаде и самой Трое. С эпохи колонизации Малой Азии (7 век до нашей эры) Аполлон прочно вошёл в олимпийский пантеон богов. Внушительность и грозность Аполлона вполне сочетаются с его юным изяществом, изысканностью и красотой. Этот классический Аполлон - бог героического времени. Два величайших героя Геракл и Тесей были связаны с мифологией Аполлона. Если, согласно одним мифам, Аполлон и Геракл сражаются друг с другом за дельфийский треножник, то в другом - они вместе основывают город. Под покровительством Аполлона Тесей убивает Минотавра и упорядочивает законы в Афинах, а Орфей усмиряет стихийные силы природы.
Культ Аполлона был распространён в Греции повсеместно, но главным центром его почитания был Дельфийский храм с оракулом Аполлона. Двусмысленный характер предсказаний, допускавших самое широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов воздействовать на греческую политику. В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона. Храм Аполлона на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза. В классический период Аполлон понимался, прежде всего, как бог искусства и художественного вдохновения, эволюционируя в направлении гармонии, упорядоченности и пластического совершенства. Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии; Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.
Лит.: Groningen В. А. Apollo. Haarlem, 1956; Kerenyi К. Apollo: the wind, the spirit, and the God. Dallas, 1983; Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.
А.А. Тахо-Годи.
Иконография. Образ Аполлона получил широкое распространение уже в древнегреческом искусстве периода архаики. Самым ранним точно идентифицированным (благодаря посвятительной надписи) изображением Аполлона является угловатый, с заострёнными чертами лица и утрированно тонкой талией, так называемый Аполлон Мантикла или Тышкевича - бронзовая фигурка начала 7 века до нашей эры (Бостон, Музей изящных искусств). В конце 6 - начале 5 века до нашей эры в пластическом образе Аполлона всё яснее проявляются черты порядка, гармонии и разума (несохранившийся Аполлон Филесий работы Канаха, Аполлон из Пьомбино в Лувре). В скульптуре 5 века до нашей эры Аполлон - это, как правило, безупречно сложенный безбородый юноша, обнажённый, с прекрасным спокойным лицом: так называемый Кассельский Аполлон (оригинал приписывают Фидию), Аполлон из группы западного фронтона в храме Зевса Олимпийского (Олимпия). К 4 веку до нашей эры восходят две статуи Аполлона-драконоубийцы, наиболее известные среди всех изваяний этого бога: Аполлон Бельведерский (вероятно, 350-330 годы до нашей эры; римская копия с бронзового оригинала Лeoxapa - Рим, Ватиканские музеи), изображённый только что пустившим стрелу в дракона, и Аполлон Савроктон Праксителя (середина 4 века до нашей эры; сохранилось более 20 копий), пародийно представленный в виде подростка, в ленивой позе охотящегося за ящерицей. Широко распространены в искусстве античности изображения Аполлона как предводителя муз, обычно с лирой, а также как действующего лица разных мифологических сюжетов (бой с Гераклом за дельфийский треножник, истребление детей Ниобы и так далее). В искусстве 15-19 века Аполлон чаще всего выступает в связи с темой искусств, как символ их покровителя или поэтического вдохновения, например в композициях с музами на Парнасе (Андреа Мантенья, Рафаэль, А.Р. Менгс), часто - как бог-Солнце, правящий небесной колесницей (Г. Рени), или как персонаж различных повествовательных сюжетов: Аполлон и Марсий (П. Перуджино), Аполлон и Дафна (Дж. Л. Бернини), Аполлон, Гиацинт и Кипарис (А. А. Иванов) и др.
Л. И. Таруашвили.